Главная » Подвиг Солдата » С » Серебряков Иолий Васильевич

Серебряков Иолий Васильевич

1915 - пропал без вести

 

Младший лейтенант Иолий Васильевич Серебряков – старший помощник начальника отделения контрольно-пропускного пункта «Либава» 12-го Либавского пограничного отряда Управления пограничных войск НКВД Прибалтийского округа. Член ВЛКСМ. Русский.

Родился 1 октября 1915 года в деревне Лазарево Захаровского сельского Совета Красносельского района Ярославской области (ныне Костромской области).

В 1938 году окончил Школу младшего начальствующего состава, в 1939 году Курсы младших лейтенантов. Призван в 1937 году Красносельским РВК. Младший лейтенант (1939).

В НКВД с 1937 года, призван Красносельским РВК Ярославской области. С 1937 года – красноармеец, командир отделения в одном из пограничных отрядов Управления пограничной и внутренней охраны НКВД Белорусского округа;

С ноября 1938 года – курсант Курсов младших лейтенантов при Ордена Ленина Школе усовершенствования командного состава пограничных и внутренних войск НКВД СССР в городе Москве.

С 15 июня 1939 года – контролёр контрольно-пропускного пункта «Филипповичи» 17-го Краснознамённого Тимковичского пограничного отряда Управления пограничных войск НКВД Белорусского округа;

В 1940 году – младший помощник начальника отделения контрольно-пропускного пункта «Бенякони» 85-го Лидского пограничного отряда пограничных войск НКВД Белорусской ССР;

В июне 1941 года – старший помощник начальника отделения контрольно-пропускного пункта «Либава» 12-го Либавского пограничного отряда Управления пограничных войск НКВД Прибалтийского округа.

Пропал без вести при обороне города Либава в Латвийской ССР, в первые дни войны.


Вот уже 70 лет моя мама ничего не знает о своем отце, который участвовал в героической обороне Лиепаи. Он навсегда остался пограничником 12-го Либавского пограничного отряда. После войны пришло извещение о том, что он пропал без вести.

Накануне войны Серебряков И.В. привез семью в д. Бенякони (на границе с Литвой). Там их, как и многие семьи пограничников, поселили в отдельном доме. В этот период времени бабушка (Евдокия Егоровна) познакомилась с майором Гавриловым - тем, который героически сражался в Брестской крепости (она всегда гордилась этим знакомством). Наверно, на этой территории произошло формирование погранподразделений, которые были направлены впоследствии в Лиепаю и Брест. Деда направили в Лиепаю, а мама с бабушкой остались в д. Бенякони.

В 1943-44 гг. по наводке полицаев и местных пособников мои родные, как и другие семьи офицеров, были брошены в концлагерь. Несколько месяцев мама и бабушка провели в лагере в Алитусе, а затем их должны были перевезти в лагерь в г. Вильнюсе. Но, слава Богу, знакомый из соседнего дома помог организовать побег.

После они оказались в Беняконях одни, а среди их окружения было достаточно много враждебно настроенных местных из числа поляков, в чем-то ущемленных приходом советской власти. И эта публика вымещала свою ненависть на беззащитных женщинах. Хозяин второй половины дома, в котором они жили, как-то избил бабушку. А они боялись пожаловаться, так как эта семья сотрудничала с бандитами, которых много было на территории Западной Белоруссии и Литвы в этот период.

В 1945 году офицерскую семью (моя мама и бабушка) навестил капитан Кужелев Тимофей Никитович, начальник КПП «Либава». Он возвращался после войны домой в Ростов-на-Дону. Рассказал о том, как яростно защищались пограничники на берегу Балтийского моря. На них шла многочисленная немецкая лавина. Отстреливающиеся пограничники были загнаны в море. На помощь немцам подоспела авиация. Уцелеть там было практически невозможно. Фактически многие погибли прямо в воде. Кужелев Т.Н. был тяжело ранен, потерял сознание и очнулся, когда все уже утихло. Ему кое-как удалось выбраться на берег и спастись. Он то и поведал о гибели Иолия Васильевича.

К сожалению, мама и бабушка больше ничего не предпринимали для установления обстоятельств гибели деда, даже не вели переписки с Кужелевым. Действительно ли он был свидетелем гибели именно Серебрякова И.В., сейчас об этом никто сказать не может. А может быть, у него была такая же судьба, как у многих – плен, концлагерь и т.д.?

 

serebrjakov_iv_12po_4_ serebrjakov_iv_12po_3_ serebrjakov_iv_12po_2_ serebrjakov_iv_12po_1_

 


С уважением,

Жадовская Наталья и моя мама Серебрякова Тамара Иолиевна

Республика Беларусь, г. Гродно

zhadovskaia69@mail.ru

07.02.2013

Источник


Из рукописи книги В.А. Тылец «Граница 41. Пограничные войска НКВД Белорусской ССР, малоизвестные страницы истории»