Главная » Армия и Флот » 8-я смешанная авиационная дивизия » ЖБД 86-й АБ 8-й САД с 15 мая 1941 по 30 апреля 1942

Журнал боевых действий

86-й авиационной базы 8-й смешанной авиационной дивизии

(в последующем 128-й батальон аэродромного обслуживания)

с 15 мая 1941 по 30 апреля 1942 года.

 

15.5.41

г. Алитус.

86 Авиационная база 8 авиадивизии Прибалтийского Особого военного округа.

Начало свое формирование с 15 мая 1941 года.

Командиром базы назначен подполковник Морозов Павел Васильевич.

Военным комиссаром – батальонный комиссар Луканов Иван Иванович

Начальником штаба капитан Вовченко Ефим Архипович

База обслуживала также формировавшийся 236 истребительный авиаполк 8 АД.

 

3.6.1941

г. Алитус.

По призыву 1941 г. Май м-ца на укомплектование авиабазы прибыло из райвоенкоматов Московской области пополнение – карантин 65 чел., из других РВК и частей 67 человек.

 

17.6.1941

г. Алитус.

На укомплектование авиабазы из запасного СП – полковой школы прибыло 40 человек шоферов.

 

20.6.41

г. Алитус.

В границах района аэродрома личный состав базы приступил к постройке оборонительных сооружений согласно плана обороны аэродрома.

 

21.6.1941 в 22.00

г. Алитус.

Командир базы приказал командирам рот и начальникам отделов занять личным составом оборону аэродрома, одновременно приступили к окончанию работ по засыпке и зарывке горюче-смазочных материалов хранящихся в бочках.

Аэродромно-стрелковой ротой командовал – лейтенант Попов.

Ротой связью – лейтенант Васильев

Авторотой – лейтенант Коровкин

Нач. тех. отд. – в/мех. 1 р. Кочетов

 

22.6.41 3 ч. 40 м.

г. Алитус ЛССР, авиагородок.

Частями гарнизона гор. Алитус объявлена боевая тревога. По сигналу боевой тревоги весь личный состав явился и занял свои места согласно плановой таблицы по БТ – в 3. ч. 50 м.

 

22.6.41 4 ч. 00 м.

г. Алитус ЛССР, авиагородок.

Над авиагородком прилегающем к аэродрому Алитус на высоте 700-800 метров появился неизвестный самолет истребительного типа. Личный состав принял этот самолет за свой – продолжал работать и занимать оборону. Упомянутый самолет сделав два круга, снизился до высоты 100-150 метров, где на нем были обнаружены опознавательные знаки с немецкой свастикой.

В 4 часа 05 мин. немецкий самолет Мессершмиат-109, а вслед за ним эшелонированные группы бомбардировщиков и других истребителей начали производить массированные налеты с обстрелом из пулеметов и бомбардировкой мирного населения города Алитус, военных сооружений авиагородка, аэродрома и стоявших на нем самолетов.

Активность авиации противника продолжалась в течение одиннадцати часов (с 4.00 до 15.00). За этот период по нашим коммуникациям со стороны противника произведено 10 атак. В результате чего в 236 истребительном авиационном полку выведено из строя самолетов И-153 – 24 шт., Миг-3 – 1 шт. из них сбито в воздухе – 7 самолетов.

Пропало без вести – 2 самолета.

Оставлено на аэродроме выведенных из строя атаками пр-ка 16 самолетов, которые не были уничтожены из-за невозможности к ним подхода от налетов пр-ка.

Кроме самолетов – 236 ИАП потерял:

Пулеметов ШКАС – 96 штук

Запчастей пул. ШКАС – 24 к-та

Патрон к пул. ШКАС – 52800 шт.

Бомбовооруж. с-та И-153 – 24 к-та

Прицелы ПАК-1 – 24 шт.

Сигнальных пистолет. – 24 шт.

В 4 часа 30 минут пулеметным огнем с-та противника убит красноармеец роты связи – Никуленок Ефим Трофимович, уроженец села В/Песчанки колхоз 1-го мая, Россонского р-на, Витебской обл.

В 5.00 под ураганным огнем противника с воздуха отправлены семьи комначсостава на автомашинах в город Каунас – к месту расположения 8 авиадивизии – с целью переправки на Родину.

В промежуток времени, примерно от 14 до 15.00, с командного пункта наблюдали движение танков в направлении к городу Алитус, приняв колонну танков за свои – личный состав продолжал занимать оборону. Мост через реку Неман взорван не был.

В 15.00 часов указанные танки начали выходить с западной стороны гор. Алитус в направлении авиагородка и в тыл левого фланга обороны аэродрома, а отдельные шли по шоссе зайдя нам в тыл. Эти танки оказались танками противника. Обстановка для части была не ясна, связи с частями гарнизона и 8 авиационной дивизии не было.

В момент появления танков авиабаза погружала на автомашины штабное имущество (ящики с секретными и совсекретными документ.), одновременно снималась оборона аэродрома и начался выход правым флангом личного состава. Машинам нагруженным штабными документами удалось проскочить через простреливаемую полосу из танков противника.

Автотранспорта на 22.6.41 г. по списку авиабазы имелось.

1. транспортных автомашин – 11 штук

2. автоспецтранспорта – 5 штук

3. тракторов – 1 штука

Из которых отсутствовали 3 транспортных автомашины с семьями комначсостава и одна в полевом госпитале с ранеными бойцами.

Таким образом для перебазирования в сложных условиях, когда противник старался окружить часть – в наличие базы имелось:

автомашин ГАЗ-АА – 6 штук

автомашин ЗИС-5 – 1 штука

Спецмашин – 3 штуки

На имеющийся автотранспорт вместилось 110 человек личного состава полка и базы. Оставшийся личный состав в районе авиагородка вышел из окружения противника и шел по направлению Каунас через Прены. Из числа автоспецмашин имевшихся в наличии одна автомашина, нагруженная патронами (48000 штук) и пожарная машина при выходе из авиагородка на дорогу Алитус – Каунас была разбита и сожжена. Огнем танков противника, автостартер также разбит на аэродроме. Трактор с прицепом вывести с авиагородка не успели, вследствие чего захвачен противником. БЗ и ВМЗ из окружения вывести успели, но вместо следования по дороге в направлении Каунас – ушли в направлении – Вильно и не вернулись.

После отхода части из авиагородка в 15 час. 30 мин. на авиагородок аэродрома Алитус наблюдается налет бомбардировщиков пр-ка, которые сбросили зажигательные бомбы в лес прилегающему к бензохранилищу, лес загорелся. Бензину было: Б-74=89769 кг., Б-70=10457 кг.

Продфураж, вещимущество и авиатехническое имущество не вывезены и оставлены в складах.

 

22.6.41 19.00

Ковно.

Часть после выхода из окружения к 19.00 сосредоточилась в районе расположения 23 и 213 авиационных баз 8 АД гор. Ковно.

В 20.00 после сбора одиночных бойцов и мелких групп военослужающих – авиабаза убыла в пункт сосредоточения Випри, куда прибыла к к 4.00 23.6.1941 года.

 

23.6.41

Випри Лит. ССР.

Из числа трех автомашин, направленных с семьями комначсостава – в часть возвратились две автомашины.

В 16.00 на основании устного приказания командира 8 авиадивизии часть выступила из Випри в Гаруджай по маршруту: Укмерге, Падиряй, Ражигово, Поневежис, Шедува-Шауляй в составе 6 автомашин и 110 человек личного состава – полка и базы.

В 22.00 в 15 км восточнее Шедува получены сведения о появлении танков противника в районе Шедува. На основании этого наша колонна возвратилась обратно в Паневежис. В 5-и километров западнее Поневежис колону обстреляли ружейным огнем наши части занимающие оборону города. В результате перестрелки с нашей стороны убитых и раненых не было, со стороны обстреливающих нас ранен один человек.

По возвращению в Паневежис – начальник гарнизона сообщил, что по имеющимся агентурным данным нашей разведки в районе Паневежиса ожидается высадка воздушного десанта противника. Обстановка для АБ была неизвестна, связи с дивизией и округом не было.

 

24.6.41

В 4.00 по сигналу «тревога» из Паневежиса выступили в Бауска с задачей установить связь с частями 8 САД.

В 13.00 из Бауска убыли Митава. В 19.00 связались со штабом ВВС ПрибОВО.

 

25.6.41

Рига, аэродром Румбула.

В штабе ВВС СЗФ получено распоряжение перейти на аэродром Румбула, получить оружие и занять оборону южной окраины гор. Рига.

На вооружение базы из склада НКО Рижского гарнизона поступило:

Винтовок – 50 шт.

Пистолетов «ТТ» – 20 шт.

Пулеметов «ДП» – 2 шт.

Гранат разн. обр. – 100 шт.

Противогазов – 150 шт.

Шинелей – 45 шт.

Сапог кожан. – 36 пар

Летнего обмундир. – 11 пар

Котелков – 200 шт.

Нижнего белья – 90 пар

Полотенцев – 90 шт.

 

26.6.41

Рига, аэродром Румбула.

Размещение личного состава, распределение имущества и боеприпасов, занятие обороны аэродрома согласно полученных указаний.

 

26.6.41

Рига.

Сведения о боевом составе 86 АБ по потерях л/состава.

 

№№

п/п

Состав

По списку

На 26.11.1941 г.

на 22.6.41

На 26.6.41

в госпитале раненых

убитых

Пропало без вести

ИТОГО

вне части

1

Ср. Н/С

34

15

-

-

19

19

2

МНС

26

10

-

-

26

26

3

Р/Сост.

248

38

2

2

206

210

Итого

 

308

63

2

2

251

255

 

Из РВК Калининской области прибыло пополнение – 7 человек среднего комначсостава запаса.

Подведение итогов по потерям имущества и автотранспорта за период боевых действий, составление заявок на потребное количество. автоспецтранспорта, авиатехимущества и других видов б/питания.

 

28.6.41

Аэродром Старина.

Размещение личного состава, отрывка щелей и окопов, подготовка оборонительных рубежей на подступах к аэродрому, маскировка автоспецтранспорта.

 

29.6.41

Аэродром Старина.

11.00 в районе аэродрома Старина нашим патрулирующим с-том И-16 сбит ошибочно ДБ-3, возвращавшийся с боевого задания из тыла пр-ка. Летчик и штурман спаслись на парашютах, стрелок будучи тяжело ранен еще на территории пр-ка – погиб, последний похоронен на кладбище деревни Старина, Ленинградской области.

 

1.7.41

Аэродром Старина.

С аэродрома Старина перебазировались в больницу им. Халтурина Палкинского района Лен. области.

 

1.7.41

Больница им. Халтурина.

Размещение личного состава, маскировка автоспецтранспорта.

 

2.7.41

Больница им. Халтурина.

Занятия по УБП. Средний н/с – стрельба из личного оружия упр. № 1 коп-38 г. МНС и рядовой состав из винтовки – упр. № 1 коп-38 г.

Прибыло пополнение из запаса в количестве 3-х чел. мед. состава.

 

3.7.41

Больница им. Халтурина.

В районе Макаровского сельсовета нашими истребителями с соседнего аэродрома сбит немецкий бомбардировщик типа Ю-88. Два летчика – офицер и унтерофицер нами взяты в плен, после предварительно допроса отправлены в гор. Псков в распоряжение коменданта гарнизона.

 

3.7.41

Больница им. Халтурина.

Получен приказ по 8 АД СЗФ из гор. Псков за № 0113 от 1.7.1941 г. о переходе со штата № 15/55 на штат военного времени № 015/110 и переименования 86 авиабазы (в/ч 2573) в 128 батальон аэродромного обслуживания.

 

 

23.8.41 г.

г. Киршау, лесозавод.

Получено приказание из 69 РАБ согласно приказания ВВС МВО о передаче батальона в оперативное подчинение 81 авиадивизии.

 

 

00000036

 

Источник


Память Народа // Журнал боевых действий 128-го БАО 69 РАБ МВО с 15 мая 1941 по 30 апреля1942 года.