Журнал боевых действий
86-й авиационной базы 8-й смешанной авиационной дивизии
(в последующем 128-й батальон аэродромного обслуживания)
с 15 мая 1941 по 30 апреля 1942 года.
15.5.41
г. Алитус.
86 Авиационная база 8 авиадивизии Прибалтийского Особого военного округа.
Начало свое формирование с 15 мая 1941 года.
Командиром базы назначен подполковник Морозов Павел Васильевич.
Военным комиссаром – батальонный комиссар Луканов Иван Иванович
Начальником штаба капитан Вовченко Ефим Архипович
База обслуживала также формировавшийся 236 истребительный авиаполк 8 АД.
3.6.1941
г. Алитус.
По призыву 1941 г. Май м-ца на укомплектование авиабазы прибыло из райвоенкоматов Московской области пополнение – карантин 65 чел., из других РВК и частей 67 человек.
17.6.1941
г. Алитус.
На укомплектование авиабазы из запасного СП – полковой школы прибыло 40 человек шоферов.
20.6.41
г. Алитус.
В границах района аэродрома личный состав базы приступил к постройке оборонительных сооружений согласно плана обороны аэродрома.
21.6.1941 в 22.00
г. Алитус.
Командир базы приказал командирам рот и начальникам отделов занять личным составом оборону аэродрома, одновременно приступили к окончанию работ по засыпке и зарывке горюче-смазочных материалов хранящихся в бочках.
Аэродромно-стрелковой ротой командовал – лейтенант Попов.
Ротой связью – лейтенант Васильев
Авторотой – лейтенант Коровкин
Нач. тех. отд. – в/мех. 1 р. Кочетов
22.6.41 3 ч. 40 м.
г. Алитус ЛССР, авиагородок.
Частями гарнизона гор. Алитус объявлена боевая тревога. По сигналу боевой тревоги весь личный состав явился и занял свои места согласно плановой таблицы по БТ – в 3. ч. 50 м.
22.6.41 4 ч. 00 м.
г. Алитус ЛССР, авиагородок.
Над авиагородком прилегающем к аэродрому Алитус на высоте 700-800 метров появился неизвестный самолет истребительного типа. Личный состав принял этот самолет за свой – продолжал работать и занимать оборону. Упомянутый самолет сделав два круга, снизился до высоты 100-150 метров, где на нем были обнаружены опознавательные знаки с немецкой свастикой.
В 4 часа 05 мин. немецкий самолет Мессершмиат-109, а вслед за ним эшелонированные группы бомбардировщиков и других истребителей начали производить массированные налеты с обстрелом из пулеметов и бомбардировкой мирного населения города Алитус, военных сооружений авиагородка, аэродрома и стоявших на нем самолетов.
Активность авиации противника продолжалась в течение одиннадцати часов (с 4.00 до 15.00). За этот период по нашим коммуникациям со стороны противника произведено 10 атак. В результате чего в 236 истребительном авиационном полку выведено из строя самолетов И-153 – 24 шт., Миг-3 – 1 шт. из них сбито в воздухе – 7 самолетов.
Пропало без вести – 2 самолета.
Оставлено на аэродроме выведенных из строя атаками пр-ка 16 самолетов, которые не были уничтожены из-за невозможности к ним подхода от налетов пр-ка.
Кроме самолетов – 236 ИАП потерял:
Пулеметов ШКАС – 96 штук
Запчастей пул. ШКАС – 24 к-та
Патрон к пул. ШКАС – 52800 шт.
Бомбовооруж. с-та И-153 – 24 к-та
Прицелы ПАК-1 – 24 шт.
Сигнальных пистолет. – 24 шт.
В 4 часа 30 минут пулеметным огнем с-та противника убит красноармеец роты связи – Никуленок Ефим Трофимович, уроженец села В/Песчанки колхоз 1-го мая, Россонского р-на, Витебской обл.
В 5.00 под ураганным огнем противника с воздуха отправлены семьи комначсостава на автомашинах в город Каунас – к месту расположения 8 авиадивизии – с целью переправки на Родину.
В промежуток времени, примерно от 14 до 15.00, с командного пункта наблюдали движение танков в направлении к городу Алитус, приняв колонну танков за свои – личный состав продолжал занимать оборону. Мост через реку Неман взорван не был.
В 15.00 часов указанные танки начали выходить с западной стороны гор. Алитус в направлении авиагородка и в тыл левого фланга обороны аэродрома, а отдельные шли по шоссе зайдя нам в тыл. Эти танки оказались танками противника. Обстановка для части была не ясна, связи с частями гарнизона и 8 авиационной дивизии не было.
В момент появления танков авиабаза погружала на автомашины штабное имущество (ящики с секретными и совсекретными документ.), одновременно снималась оборона аэродрома и начался выход правым флангом личного состава. Машинам нагруженным штабными документами удалось проскочить через простреливаемую полосу из танков противника.
Автотранспорта на 22.6.41 г. по списку авиабазы имелось.
1. транспортных автомашин – 11 штук
2. автоспецтранспорта – 5 штук
3. тракторов – 1 штука
Из которых отсутствовали 3 транспортных автомашины с семьями комначсостава и одна в полевом госпитале с ранеными бойцами.
Таким образом для перебазирования в сложных условиях, когда противник старался окружить часть – в наличие базы имелось:
автомашин ГАЗ-АА – 6 штук
автомашин ЗИС-5 – 1 штука
Спецмашин – 3 штуки
На имеющийся автотранспорт вместилось 110 человек личного состава полка и базы. Оставшийся личный состав в районе авиагородка вышел из окружения противника и шел по направлению Каунас через Прены. Из числа автоспецмашин имевшихся в наличии одна автомашина, нагруженная патронами (48000 штук) и пожарная машина при выходе из авиагородка на дорогу Алитус – Каунас была разбита и сожжена. Огнем танков противника, автостартер также разбит на аэродроме. Трактор с прицепом вывести с авиагородка не успели, вследствие чего захвачен противником. БЗ и ВМЗ из окружения вывести успели, но вместо следования по дороге в направлении Каунас – ушли в направлении – Вильно и не вернулись.
После отхода части из авиагородка в 15 час. 30 мин. на авиагородок аэродрома Алитус наблюдается налет бомбардировщиков пр-ка, которые сбросили зажигательные бомбы в лес прилегающему к бензохранилищу, лес загорелся. Бензину было: Б-74=89769 кг., Б-70=10457 кг.
Продфураж, вещимущество и авиатехническое имущество не вывезены и оставлены в складах.
22.6.41 19.00
Ковно.
Часть после выхода из окружения к 19.00 сосредоточилась в районе расположения 23 и 213 авиационных баз 8 АД гор. Ковно.
В 20.00 после сбора одиночных бойцов и мелких групп военослужающих – авиабаза убыла в пункт сосредоточения Випри, куда прибыла к к 4.00 23.6.1941 года.
23.6.41
Випри Лит. ССР.
Из числа трех автомашин, направленных с семьями комначсостава – в часть возвратились две автомашины.
В 16.00 на основании устного приказания командира 8 авиадивизии часть выступила из Випри в Гаруджай по маршруту: Укмерге, Падиряй, Ражигово, Поневежис, Шедува-Шауляй в составе 6 автомашин и 110 человек личного состава – полка и базы.
В 22.00 в 15 км восточнее Шедува получены сведения о появлении танков противника в районе Шедува. На основании этого наша колонна возвратилась обратно в Паневежис. В 5-и километров западнее Поневежис колону обстреляли ружейным огнем наши части занимающие оборону города. В результате перестрелки с нашей стороны убитых и раненых не было, со стороны обстреливающих нас ранен один человек.
По возвращению в Паневежис – начальник гарнизона сообщил, что по имеющимся агентурным данным нашей разведки в районе Паневежиса ожидается высадка воздушного десанта противника. Обстановка для АБ была неизвестна, связи с дивизией и округом не было.
24.6.41
В 4.00 по сигналу «тревога» из Паневежиса выступили в Бауска с задачей установить связь с частями 8 САД.
В 13.00 из Бауска убыли Митава. В 19.00 связались со штабом ВВС ПрибОВО.
25.6.41
Рига, аэродром Румбула.
В штабе ВВС СЗФ получено распоряжение перейти на аэродром Румбула, получить оружие и занять оборону южной окраины гор. Рига.
На вооружение базы из склада НКО Рижского гарнизона поступило:
Винтовок – 50 шт.
Пистолетов «ТТ» – 20 шт.
Пулеметов «ДП» – 2 шт.
Гранат разн. обр. – 100 шт.
Противогазов – 150 шт.
Шинелей – 45 шт.
Сапог кожан. – 36 пар
Летнего обмундир. – 11 пар
Котелков – 200 шт.
Нижнего белья – 90 пар
Полотенцев – 90 шт.
26.6.41
Рига, аэродром Румбула.
Размещение личного состава, распределение имущества и боеприпасов, занятие обороны аэродрома согласно полученных указаний.
26.6.41
Рига.
Сведения о боевом составе 86 АБ по потерях л/состава.
№№
п/п
|
Состав
|
По списку
|
На 26.11.1941 г.
|
на 22.6.41
|
На 26.6.41
|
в госпитале раненых
|
убитых
|
Пропало без вести
|
ИТОГО
вне части
|
1
|
Ср. Н/С
|
34
|
15
|
-
|
-
|
19
|
19
|
2
|
МНС
|
26
|
10
|
-
|
-
|
26
|
26
|
3
|
Р/Сост.
|
248
|
38
|
2
|
2
|
206
|
210
|
Итого
|
|
308
|
63
|
2
|
2
|
251
|
255
|
Из РВК Калининской области прибыло пополнение – 7 человек среднего комначсостава запаса.
Подведение итогов по потерям имущества и автотранспорта за период боевых действий, составление заявок на потребное количество. автоспецтранспорта, авиатехимущества и других видов б/питания.
28.6.41
Аэродром Старина.
Размещение личного состава, отрывка щелей и окопов, подготовка оборонительных рубежей на подступах к аэродрому, маскировка автоспецтранспорта.
29.6.41
Аэродром Старина.
11.00 в районе аэродрома Старина нашим патрулирующим с-том И-16 сбит ошибочно ДБ-3, возвращавшийся с боевого задания из тыла пр-ка. Летчик и штурман спаслись на парашютах, стрелок будучи тяжело ранен еще на территории пр-ка – погиб, последний похоронен на кладбище деревни Старина, Ленинградской области.
1.7.41
Аэродром Старина.
С аэродрома Старина перебазировались в больницу им. Халтурина Палкинского района Лен. области.
1.7.41
Больница им. Халтурина.
Размещение личного состава, маскировка автоспецтранспорта.
2.7.41
Больница им. Халтурина.
Занятия по УБП. Средний н/с – стрельба из личного оружия упр. № 1 коп-38 г. МНС и рядовой состав из винтовки – упр. № 1 коп-38 г.
Прибыло пополнение из запаса в количестве 3-х чел. мед. состава.
3.7.41
Больница им. Халтурина.
В районе Макаровского сельсовета нашими истребителями с соседнего аэродрома сбит немецкий бомбардировщик типа Ю-88. Два летчика – офицер и унтерофицер нами взяты в плен, после предварительно допроса отправлены в гор. Псков в распоряжение коменданта гарнизона.
3.7.41
Больница им. Халтурина.
Получен приказ по 8 АД СЗФ из гор. Псков за № 0113 от 1.7.1941 г. о переходе со штата № 15/55 на штат военного времени № 015/110 и переименования 86 авиабазы (в/ч 2573) в 128 батальон аэродромного обслуживания.
…
23.8.41 г.
г. Киршау, лесозавод.
Получено приказание из 69 РАБ согласно приказания ВВС МВО о передаче батальона в оперативное подчинение 81 авиадивизии.
…
 
 
Источник
Память Народа // Журнал боевых действий 128-го БАО 69 РАБ МВО с 15 мая 1941 по 30 апреля1942 года.