Крейсер «Киров»

26.09.1938 - 22.02.1974
Первоначальный проект лёгкого крейсера основывался на проекте крейсера «Раймондо Монтекукколи», но окончательный проект создавался на основе теоретического чертежа крейсера «Эудженио ди Савойя» – дальнейшего развития крейсера «Раймондо Монтекукколи». Полный пакет технических документов на корабль был приобретён советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором крейсера проекта 26 в СССР назначен Анатолий Иоасафович Маслов.

Основные характеристики: водоизмещение – 7880 т (стандартное), 8590 т. (нормальное), 9436 т. (полное); длина – 191,3 м., ширина – 17,7 м., высота – 10,1 м., осадка – 5,27 м.; бронирование – 50 мм (борт, нижняя палуба, башни ГК и траверсы), 100-150 мм (боевая рубка); двигатели – 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов; мощность – 113 500 л. с. (83,5 МВт); скорость хода – 35,9 узла (66,5 км/ч), дальность плавания – 3750 миль, автономность плавания – 20 суток; экипаж – 734 человека. Вооружение: навигационное вооружение – 2 гирокомпаса системы «Аншютц»; артиллерия – 3 × 3 × 180/57 мм орудие в башнях МК-3-180, 6 × 1 × 100/56 мм универсальное орудие в башенных щитах; зенитная артиллерия – 4 × 1 × 12,7 мм зенитный пулемёт ДШК, 6 × 1 × 45 мм зенитный полуавтомат 21-К; противолодочное вооружение – глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1; минно-торпедное вооружение – 2 × 3 × 533 мм ТА 39-Ю, 164 мины; авиационная группа – 2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель»).
Строительство лёгкого крейсера было начато по постановлению Совета труда и обороны № 58сс от 11 июля 1934 года. 22 октября 1935 года на Ленинградском судостроительном заводе № 189 им. С. Орджоникидзе в присутствии Председателя ЦИК СССР М.И.Калинина и начальника Морских сил РККА В.М. Орлова заложен первый крейсер советской постройки – обозначался как «заказ № 269». Главный строитель — военинженер 2-го ранга Н. В. Григорьев.
7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море из Кронштадта по «Маркизовой луже». В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки, инженер Н.В. Григорьев был арестован и вскоре расстрелян. Главным строителем назначили В.Л. Бродского (в этом же году был арестован). В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля А.К. Векман.
25 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д.Д. Долина, был подписан акт о приёмке, 26 сентября лёгкий крейсер «Киров» вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота.
11 октября 1939 года в Таллин пришли военные корабли Краснознаменного Балтийского флота – лидер «Минск», эсминцы «Гордый» и «Сметливый», 13 октября в Палдиски прибыли плавбаза «Кронштадт» и дивизион подводных лодок.
15 октября 1939 года на основание Пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Латвийской Республикой в Таллин в составе эскадры КБФ прибыл крейсер «Киров». 22 октября по приказу Наркома ВМФ крейсер «Киров» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в Либаву (Лиепая).
Во время Советско-Финской войны провёл одну боевую операцию – 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ. Не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей, корабль чудом избежал попадания на них. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попадания в крейсер (советскими источниками попадание в корабль не подтверждается).
Осенью 1940 года ушел из Либавы в Кронштадт на гарантийный ремонт и замену лейнеров. 21 мая 1941 года крейсер вошёл в состав отряда лёгких сил Краснознамённого Балтийского флота, вскоре перешел в Таллин. 14 июня крейсер перебазировался на Рижскую военно-морскую базу в Усть-Двинск.
В Отечественной войне крейсер с 22 июня 1941 года в составе Краснознамённого Балтийского флота.
В августе 1941 года принимал участие в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. 25 августа на рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого 15-см снаряда в корму, от которого загорелись шесть больших глубинных бомб, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.
В Таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил: командующий – вице-адмирал В.Ф. Трибуц. Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю.А. Пантелеев, арьергардом – контр-адмирал Ю.Ф. Ралль, их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли, а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протравливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли − 12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа.
30 августа 1941 года приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры Краснознамённого Балтийского флота. Вёл артиллерийский огонь из Кронштадта, по наступавшему противнику на Ленинград – выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), погибло трое и ранено двенадцать моряков. Зенитчики сбили три самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на р. Нева продолжал вести огонь по врагу.
4 апреля 1942 года началась военно-воздушная операция люфтваффе «Айсштосс», около 19.00 по стоянкам кораблей производился артиллерийский налёт, после чего корабли подверглись атаке 191 самолётов противника – 132 бомбардировщика и 59 истребителей, которые действовали тремя большими группами. Подход авиации противника был своевременно замечен, все силы противовоздушной обороны Ленинградского фронта и Балтийского флота были подняты по тревоге, но до истребительной авиации приказ дошёл с опозданием. Мощный зенитный огонь не позволил немецким лётчикам прицельно отбомбиться по кораблям: из 230 сброшенных авиабомб вблизи кораблей разорвались только 70, прямое попадание было только одно: бомба пробила палубу крейсера «Киров», затем пробила борт и разорвалась в воде у борта. От разрыва были повреждены два орудия крейсера, вышли из строя дальномеры КДП.
24 апреля 1942 года состоялся первый удар военно-воздушная операция люфтваффе «Гёц фон Берлихинген». После мощного артиллерийского удара по кораблям 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение трёх часов атаковали корабли с разных направлений. Изменение тактики оказалось неожиданным для советской противовоздушной обороны, опасность для кораблей резко возросла. Крейсер «Киров» получил 3 прямых попадания авиабомб и 1 артиллерийского снаряда. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены некоторые помещения. Возник пожар в погребах боеприпасов, начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта. Погибло 86 и было ранено 46 членов экипажа.
27 февраля 1943 года лёгкий крейсер «Киров» Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужество, и отвагу личным составом награждён орденом Красного Знамени.
К лету 1942 года крейсер был полностью отремонтирован и возвращён в строй.
В январе 1944 года артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской наступательной операции. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.
17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения: вышло из строя котельное отделение № 5, приборы управления стрельбой главного калибра и дизель-генератор, заклинило башню № 2, корабль лишился хода, были затоплены котельное отделение № 1, артиллерийские погреба двух артиллерийских башен, центральный штурманский пост, центральный артиллерийский пост, пост энергетики и живучести, кладовая сухой провизии. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды (все из состава центрального штурманского поста). С помощью подошедших кораблей и высланных из Кронштадта аварийных партий поступление воды удалось через несколько часов остановить, «Киров» был отбуксирован в Кронштадт и 28 октября поставлен в док. Ремонт продолжался до декабря 1946 года. По итогам расследования были признаны виновными и осуждены к 5 годам лишения свободы командир корабля капитан 2 ранга М.Д. Осaдчий, и.o. старпома корабля капитан-лейтенант В.Л. Быстров и и.о. командира БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Л.M. Aвpyтиc (однако в следующем годы дело было пересмотрено и все трое освобождены и восстановлены на службе в ВМФ).
С ноября 1949 года крейсер проходил ремонт и модернизацию на заводе № 194 в Ленинграде. 100 мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей.
С апреля 1953 года крейсер базировался в Лиепайской военно-морской базе 4-го (Юго-Балтийского) Военно-Морского флота. 29 апреля 1958 года Краснознамённый крейсер «Киров» выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года крейсер расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы. 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль, совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.
22 февраля 1974 года Краснознамённый крейсер «Киров» выведен из состава флота, после исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни главного калибра установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий как памятник в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.
Командиры:
- капитан 1 ранга Фельдман Николай Эдуардович с 1937 по октябрь 1940
- капитан 1 ранга Сухоруков Максим Георгиевич с октября 1941 по ноябрь 1942
- капитан 1 ранга Солоухин Сергей Дмитриевич с ноября 1942 по январь 1945
- капитан 2 ранга Осадчий Михаил Дмитриевич с февраля по сентябрь 1945
- капитан 1 ранга Иванов Михаил Герасимович с сентября 1945 по 1947
- капитан 1 ранга Сидоренко П. И.
- капитан 2 ранга Викторов
- капитан 1 ранга Макаров В.П.
- капитан 1 ранга Гильманов К.И.
Личный состав
Всего: 25
Офицерский состав:
- инженер-капитан-лейтенант Аврутис Лев Моисеевич, и.о. командира БЧ-5 1915 г.р.
- капитан-лейтенант Александровский Алексей Федорович, командир зенитного дивизиона 1916 г.р.
- инженер-капитан 3 ранга Андреев Александр Яковлевич, командира БЧ-5 1914 г.р.
- капитан м/с Артеменко Константин Сазонович, врач 1916 г.р.
- капитан-лейтенант Бренайзен Абрам Михайлович, командир 2-го артиллерийского дивизиона 1914 г.р.
- капитан м/с Булычев Леонид Борисович, начальник медико-санитарной службы 1917 г.р.
- капитан 3 ранга Быстров Валентин Лукич, командира БЧ-2 1911 г.р.
- капитан 2 ранга Васильев Владимир Павлович, ст. пом. командира 1909 г.р.
- капитан-лейтенант Глазков Иван Захарович, зам. командира дивизиона главного калибра по политической части 1913 г.р.
- капитан-лейтенант Гордымов Николай Кузьмич, командир 2-й башни 1917 г.р.
- капитан м/с Грабчак Николай Терентьевич, врач 1918 г.р.
- инженер-капитан-лейтенант Гуз Борис Львович, командир котельной группы 1915 г.р.
- капитан-лейтенант Дегтев Семен Петрович, ст. пом. командира 1906 г.р.
- капитан-лейтенант Дмитриев Федор Сергеевич, командир 1-го артиллерийского дивизиона БЧ-2 1914 г.р.
- капитан-лейтенант Ефремов Павел Никифорович, командира БЧ-4 1919 г.р.
- капитан-лейтенант Кашин Афанасий Иванович, зам. командира БЧ-5 1914 г.р.
- капитан 3 ранга Левченко Борис Петрович, ст. пом. командира 1912 г.р.
- капитан 3 ранга Львов Александр Васильевич, зам. командира по политической части 1908 г.р.
- капитан-лейтенант Махора Филипп Иванович, пом. командира 1914 г.р.
- лейтенант Мухин Георгий Григорьевич, политрук БЧ-2 19.04.1907 г.р.
- капитан-лейтенант Павлов Александр Федорович, инженер по приборам управления стрельбы главного калибра 1913 г.р.
- капитан 3 ранга Пеценко Василий Трофимович, командира БЧ-1 1912 г.р.
- инженер-капитан-лейтенант Пухов Алексей Иванович, командир ЭТГ 1917 г.р.
- инженер-капитан-лейтенант Федящин Михаил Григорьевич, командир дивизиона движения 1916 г.р.
- инженер-капитан-лейтенант Шевченко Геннадий Александрович, командир ремонтной группы 1920 г.р.
Источник
Портал «Память Народа» // Министерство обороны Российской Федерации