Главная » Библиотека » Пакт о взаимопомощи между СССР и ЛР » Письмо полпреда СССР в ЛР И.С. Зотова, от 19 января 1940

ПИСЬМО ПОЛПРЕДА СССР В ЛАТВИИ И.С. ЗОТОВА В НКВД СССР

19 января 1940 г.

 

Пакт о взаимопомощи и конфиденциальный протокол, заключенный между СССР и Латвийской Республикой 5 октября 1939 г., рассматривается Латвийским правительством Ульманиса – Мунтерса как «политика на время войны». Латвийские правительственные деятели объясняют, что к заключению договора их привела вынужденная обстановка войны и нависшая угроза со стороны СССР, стянувшего к границам Латвии свои войска. Совершенный поворот правительством Ульманиса может быть оценен как формальный. Руководящему, правительственному, военному и хозяйственному аппарату они дали инструкцию, что отношения с Советским Союзом и после договора о взаимопомощи не должны быть теплее и дружественнее, чем до заключения этого договора. Разногласия в кабинете министров по вопросу заключения договора с СССР (информационное письмо от 4 декабря 1939 г.)1 быстро были ликвидированы.

Латыши считают, что они пошли на большие жертвы. Договор хотя и подчеркивает неприкосновенность суверенитета Латвийской Республики, все же всегда можно слышать от официальных кругов, что «нам нелегко переносить нахождение чужих войск на нашей земле».

11 октября 1939 г. в Министерстве иностранных дел Латвийской Республики состоялся обмен ратификационными грамотами и подписание соответствующего протокола. С этого момента Пакт о взаимопомощи между СССР и Латвией вступил в силу.

13 октября 1939 г. прибыла Военно-морская комиссия СССР под председательством зам. наркома Военно-Морского Флота СССР тов. Исакова, а через день Военная комиссия РККА – под председательством комкора Болдина. Возглавлять латвийскую комиссию по переговорам назначен был генерал Гартманис.

К приезду наших комиссий вокзал был оцеплен усиленными полицейскими нарядами, а улицы по направлению к полпредству были оцеплены двойным рядом пеших и конных полицейских.

Обменявшись необходимыми визитами вежливости, комиссии на другой же день приступили к работе.

Латвийские военные представители на первом заседании поставили условие о параллельном обсуждении 3-й и 2-й статей пакта. Наши комиссии отвели предложенный латышами порядок обсуждения, ограничившись тем, что взяли у них для передачи в Москву список необходимого вооружения. На всем протяжении переговоров латыши стремились всеми мерами ограничить устройство баз внутри страны и для размещения предоставить узкую полосу побережья Балтийского моря. Латвийская сторона оказывала упорное сопротивление. Наша комиссия пошла на ряд уступок, ограничив район размещения полосой от 5 до 25 км по западному побережью.

В осуществление пакта о взаимопомощи подписаны следующие основные соглашения:

  1. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским командованием о мероприятиях по защите Ирбенского пролива».
  2. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским командованием о базировании флота Союза Советских Социалистических Республик на Вентспилс (Виндаву)».
  3. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским командованием о базировании советских военных кораблей на Лиепая (Либаву)».
  4. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским командованием об обеспечении базирования морской авиации».
  5. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским командованием о постоянных рейсах транспортов под советским военным (портовым) флагом для связи между портами СССР и пунктами базирования советских морских сил в Латвии».
  6. «Протокол соглашения о порядке производства гидрографических работ и обмена материалами между Советским и Латвийским морским командованием».
  7. «Протокол соглашения между Советским и Латвийским военно-морским командованием о порядке посещения военными кораблями третьих держав латвийских портов, служащих местами базирования советских военных кораблей».
  8. «Протокол соглашения между командованием СССР и Латвийской Республикой о сохранении военной тайны».
  9. «Протокол соглашения между представителями командования Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Латвийской Армии о размещении войсковых частей СССР на территории Латвийской Республики».
  10. «Соглашение по переброске Вооруженных Сил СССР на территорию Латвийской Республики» (приложение к §4 протокола соглашения о размещении войсковых частей).
  11. «Протокол совещания комиссии по обсуждению вопроса о пропуске тяжеловесных поездов СССР по сети железных дорог Латвии».
  12. «Соглашение о курсировании почтового вагона Себеж – Либава с перегрузкой в Риге для Вентспилса».

В честь Комиссии Советского Союза военный министр Балодис дал обед, во время которого между замнаркома тов. Исаковым и военным министром Балодисом произошел обмен речами. Военный министр, приветствуя с успешным окончанием работ, заявил: «Как народам Советского Союза, так и латышам, проживающим тысячелетия в столь близком соседстве, пришлось упорядочить много таких вопросов, в разрешении которых заинтересована как одна, так и другая стороны. И Вы также всю неделю производили работу, которая должна разрешить важный вопрос о дальнейшем сожительстве наших государств и народов, что, в свою очередь, связывается с безопасностью и свободой наших народов и государств. Я уверен, что именно это желание все в большей степени укреплять безопасность наших государств и свободу народов и было в основе той работы, которая нас привела сюда сегодня, к общему столу. Мир и безопасность – цель нашего дальнейшего сотрудничества. Самостоятельность и свобода – основа этого сотрудничества. Эта наша ведущая система. Взирая на будущее, поднимаю тост за благополучие народов СССР и его вождей».

… октября2 1939 года в Либавский порт прибыл наш военный корабль «Киров» и два эсминца «Сметливый» и «Стремительный». Со стороны полпредства встречали советник полпредства тов. Чичаев, 2-й секретарь тов. Ковалев и корреспондент ТАСС тов. Емельянов. После отдачи необходимых воинских почестей эскадре генерал Данкерс устроил завтрак командующему эскадрой и командному составу. Он обратился с речью, в которой приветствовал командующего эскадрой и советских моряков, прибывших в Либавский порт.

«Я не берусь быть пророком и не могу сказать, кто, когда и откуда будет нам угрожать и нападать на нас, но могу заверить, что наши бойцы будут драться плечом к плечу и нанесут крепкий удар любому врагу. Если кто попытается теперь напасть на нас, получит могучий удар. Я думаю, что защита Балтийских берегов теперь реальна и эффективна. Я пользуюсь случаем поднять тост за великого вождя народов и руководителя Советского государства».

29 октября 1939 г. в 11 часов дня на станцию Зилуппе прибыл первый поезд с воинскими частями СССР. Для встречи был назначен почетный караул с военным оркестром. Командир Латгальской дивизии приветствовал командование воинских частей СССР. Войска СССР выставили почетный караул. Оркестр исполнил гимны СССР и Латвии. А 30 октября пошли эшелоны и через станцию Индра. Войска встречали от полпредства – полпред тов. Зотов, военный атташе полковник Васильев, 1-й секретарь тов. Ветров и корреспондент ТАСС тов. Емельянов.

Генерал Клинсон обратился с речью к командованию и почетной роте красноармейцев, в которой заявил, что желает, чтобы красноармейцы разместились в Латвии так же, как и в Советском Союзе, и пожелал успехов.

27 октября состоялось постановление кабинетов министров о назначении полковника А. Дальберга председателем комиссии для упорядочения 2-й статьи латвийско-советского Пакта о взаимопомощи. Статья эта предусматривает снабжение Латвии военными материалами на льготных условиях. По сообщениям латвийского военного атташе, переговоры о снабжении Латвийской армии военным снаряжением в Москве происходят успешно.

Согласно выработанным соглашениям, в течение ноября происходило размещение наших воинских частей в отведенных базах.

Латвийские власти постарались изолировать на всем пути продвижения части от населения. В близлежащих к станциям и ж.-д. путям селах и хуторах специально выставлялись караулы. Жителям запрещено было посещать станции или приближаться к полотну. Айзсарги и полиция ходили по домам и предупреждали население, как надо себя вести.

Как видно из Пакта о взаимопомощи и дополнительных протоколов и соглашений, в распоряжение советского командования Военно-Морского Флота СССР были переданы участки и строения под базы и аэродромы на арендных началах в городах Либава, Виндава, Питрагс, Эзерс, Цирава, Дурба и др. с общей площадью 2722 га. Кроме того, в распоряжение нашего военно-морского командования и командования РККА перешли на арендных началах строения в вышеупомянутых районах общей площадью до 230 тыс. кв. м (включая дома для жилья, казармы, столовые, кухни, караульные помещения, клубы, лавки, амбулатории, сараи, склады и др.). Переданные жилые и подсобные помещения никоим образом не удовлетворяют размещение наших воинских частей. В Либавском городке строевые пехотные части размещаются на двухэтажных железных кроватях с узкими проходами между ними. При ротах отсутствует комната для занятий. Занимаются, сидя на койках нижнего этажа в полутьме. Тесно и неприглядно, но занятия идут без срыва. Еще худшие условия в Виндаве.

Для контакта нашего военно-морского командования и командования частей РККА с латвийскими властями в Либаве выделен генерал по связи Лавенекс. В Риге по связи выделен генерал особых поручений при военном министре Гартманис. Связи с торговыми фирмами по закупке товаров ведутся через торгпредство СССР. Вопросы принципиального характера разрешаются полпредством в дипломатическом порядке. В последнее время для контроля за выполнением пакта и разрешения спорных вопросов создана смешанная комиссия на паритетных началах. От СССР в эту комиссию вошли: 1) Комкортов, Морозов, 2) советник полпредства тов. Чичаев и 3) капитан-лейтенант тов. Еремеев. От Латвийской Республики в состав этой комиссии вошли: 1) генерал особых поручений при команд, армией М. Гартман, 2) директор департамента договоров МИД Кампе, 3) директор департамента полиции и порядка министерства внутренних дел А. Аусман. Причем Латвийское правительство оговорило в своем ответе, что оно оставляет за собой право в случае надобности привлечь на работу смешанной комиссии и экспертов. К работе комиссия еще не приступила.

Отношение латвийских властей к нашим базам и гарнизонам формально лояльное и корректное, но среди военных и правительственных чиновников культивируется ненависть к нашим частям и советскому народу. Информационный отдел штаба рассылает по частям армии инструкции, по которым офицеры проводят беседы о дороговизне жизни в СССР, о слабостях Красной Армии и о том, что настанет время, когда эти базы «спихнем в море».

Признавая пакт как «вынужденную политику на время войны», Ульманис пакт о взаимопомощи оценивает следующим образом: «В договоре упомянута также военная помощь и предусмотрены гарнизоны Советского Союза на латвийской земле. Но здесь не следует забывать, что целью и заданием этих гарнизонов является оборона определенных участков, а не оборона нашего государства сообща, которая все же остается и будет оставаться на нашей собственной армии. Это – независимость, самостоятельность нашего государства, суверенные права которого признает в этом договоре также и Советский Союз, иначе быть не может.

И вообще, только нас, и только нас самих касается и только от нас зависит подъем и сохранение силы и крепости нашего народа и государства. Ничто, никто и никакой договор, ни пакт не снимает с наших плеч этой обязанности, и мы никому не отдадим, и никто не отнимет у нас свободу действий». Это извращенное толкование цели договора помогает всем врагам СССР и латвийского народа создать атмосферу недружелюбия, преуменьшает политическую основу договора и наносит моральный ущерб идее взаимопомощи. Печать инструктировалась, чтобы писать о договоре как можно меньше. В Либаве отмечены случаи, когда полиция арестовывала лиц, пытавшихся заговорить с нашими красноармейцами. Имели место случаи прямой провокации, организованной охранкой.

При разгрузке эшелона в Либаве сквозь строй полицейских проходит человек с распущенным красным знаменем. Наш командир потребовал от полицейского чина убрать этого человека. На одной из станций какой-то человек в присутствии наших командиров стал кричать: «Нас бьют, жить не дают, спасите». В расположение наших войск латвийские власти нагнали большое количество агентов охранки, которыми руководит, по слухам, помощник Фридрихсона – Сенкевич, специально для этой цели командированный в Либаву. Близ казарм появились подозрительные торговые ларьки. Масса людей делают различные предложения, чтобы завязать связи с нашими командирами, краснофлотцами или красноармейцами. Последнее время стали действовать через женщин, подсаживающихся в поездах к нашим людям. Власти не стесняются проверять содержимое в чемоданах наших командиров, оставляемых в камерах хранения, подсовывая иногда книги. С ведома властей и по их почину в Латвии распространяется самая гнусная клевета о нашей армии, красноармейцах. Якобы красноармейцев плохо кормят и одевают, красноармейцы грязные, некультурные. Воинских чинов инструктируют, чтобы не приветствовали при встрече. Советская армия ничего не стоит, винтовки носят на веревочках, танки фанерные и скреплены проволочками и т.д., и т.п.

При размещении наших гарнизонов у правительственной кучки разгорелись торгашеские страсти мелких спекулянтов. Они не могут пропустить такого удобного случая – заработать. Государственные органы запретили продавать продовольствие частным фирмам без ведома специально созданного комитета по снабжению Советских войск. Ему же переданы права на сдачу в аренду участков и строений, занятых советскими гарнизонами. Появление комитета затормозило и парализовало работу торгпредства. Фирмы под угрозой штрафа в 10 тыс. лат перестали заключать сделки с торговым представительством. Кроме того, выявилась тенденция поднять существующие цены. Постановление правительства о создании государственного комитета связало деятельность торгпредства. По поручению правительства полпредством был заявлен протест, где указывалось на зажим торгпредства и нарушение его прав, обусловленных в 4-й статье торгового договора.

7 декабря 1939 г. генеральный секретарь Нукша дал ответ, в котором закупка продуктов в Латвии для наших гарнизонов торгпредством не признается внешней торговлей и не предусмотрена торговым договором.

В ответной ноте МИД дается следующее разъяснение о целях комитета: «Целью Латвийского правительства было, издавая закон о снабжении и частноправовых сделках с размещенными на территории Латвии иностранными войсками, именно облегчить снабжение советских гарнизонов, поставив его на прочные хозяйственные и организационные основы и предотвращая всякие возможные перебои (помехи), которые могли бы возникнуть из-за непригодного качества поставляемых товаров, несолидных поставщиков или непрочной конъюнктуры цен. Латвийское правительство далеко от мысли навязывать Советским войскам цены при помощи комитета по снабжению советских гарнизонов, которые выше цен внутреннего рынка, но комитет должен заботиться о предотвращении спекулятивных приемов, как и о том, чтобы ни в снабжении населения Латвии, ни Латвийской армии не возникали нежелательные явления в связи с совершенно новыми заданиями, которые возникают в связи с содержанием советских гарнизонов».

18 декабря министр земледелия Бирзниекс издал распоряжение о выделении 25 фирм, которым разрешается заключать сделки с торгпредством. Большинство фирм являются государственными. Например, «Беконаэкспортс», ц/с «Туриба», a/о «Тосмаре», Либавск. союз молочн. х/в, п/о «Центиба» Либава, Армейск. эконом, магазин, Приескульское п/о, a/о «Дзирнавниекс» и др.

Создание комитета правительство объясняет как помощь советскому командованию. На самом деле комитет поставил себя между торгпредством и фирмами и лишил возможности непосредственной связи с конкурентными фирмами. Стремление нажиться на этом показывает такой пример: комитет предлагает картофель в 8 сант, за кило, а фирма согласна за 6-7 сант., капусту по 35 сант., а солидный огородник по 32 сант. Фирмы, пытающиеся прямо говорить с торгпредством, штрафуются.

Через министра Бирзниекса было затем сообщено полпреду, что им (Бирзниексом) даны инструкции комитету об упразднении всяких недоразумений. Он уверял, что это ошибка не злостного характера. Председатель комитета был снят и заменен другим, с тем чтобы создать нормальные отношения. Он заверил, что комитет никаких препятствий чинить не будет. Стремление продавать дороже будет караться этим комитетом. Комитет будет помогать снабжением, а не тормозить и препятствовать. Наконец военный министр созвал совещание в составе: Бирзниекс – министр земледелия – председатель комитета, командование корпуса и торгпредство, на котором Балодис старался объяснить цели и задачи комитета. На этом же совещании Бирзниекс заявил, что комитет создан для помощи и чинить препятствий торгпредству не будет.

Вопрос с арендой участков и строений, занятых нашими войсками, довольно сложный. Приемка недвижимого имущества от латвийских властей и военных при размещении наших войск носила чисто формальный характер. Акты составлялись на латышском языке и подписывались нашими представителями. В них указывалось, что принят такой-то дом или сарай за таким-то номером по плану, по такой-то улице. Ни в одном акте нет данных о размере, количестве этажей, комнат, состоянии постройки, земельных участков. Сейчас эти данные восстанавливаются односторонне и недостаточно точно.

При переговорах об аренде предвидятся большие трудности, так как латыши назначают большие цены.

Всю аренду взял в свои руки государственный комитет, так как якобы все земельные участки и постройки, отведенные гарнизонам, откуплены правительством у бывших владельцев. До последнего времени вопрос, кто будет вести переговоры, был неясен. Торгпредство пыталось начать переговоры с военным министром, так как оно является владельцем военного городка в Либаве, военное министерство адресовало в комитет. Однако вначале комитет отказался, а затем позже подтвердил, что вопросы аренды переданы ему целиком, но он не имеет еще необходимых материалов. Полпредство в своей вербальной ноте от 8 января 1940 г. официально запросило МИД подтвердить, кто уполномочен вести переговоры и кому переводить авансы в счет погашения аренды.

14 января 1940 г. МИД официально подтвердил полномочия комитета по всем вопросам аренды строений и участков, занятых под базы Советскими войсками.

Сосредоточив в государственных руках вопросы аренды, латыши и здесь поступают как мелкие торгаши и лавочники. Предварительные переговоры показали, что латыши запрашивают слишком много. Ни о каких льготных условиях пока речи нет. Так, например: стоимость военного городка в Либаве по предварительным данным, сообщенным председателем комитета, оценивается в сумме Лс – 1800000, все остальные участки и постройки приблизительно около 2 млн. лат. То есть вся стоимость занятых строений и участков оценивается в 20 млн. лат.

В начале за аренду намечалось, исходя из этой стоимости, взять с нас 10% годовых, что соответствует обычно принятой арендной плате в городах. В Либаве стоимость аренды комнаты от 10 до 20 латов в месяц. Городские участки земли с правом застройки в аренду не сдаются. Продажная стоимость таких участков колеблется от 5 до 50 сант, за кв. м. В сельскохозяйственных районах в практике установились так называемые «бытовые нормы». Арендная плата за одно «пурное место» определяется в среднем 10 лат. В одном га считается 2,7 пурных мест. То есть вопрос окончательного соглашения об аренде и цене еще далеко не ясен. Последнее предложение было 8% стоимости. Наша точка зрения – согласиться максимум на 4 – 5%.

Для нужд наших гарнизонов в течение месяца велись переговоры о курсировании почтового вагона Себеж – Либава. Латыши сознательно затягивали переговоры. Предлагали чрезвычайно тяжелые условия как технического, так и принципиального характера.

Одновременно начаты были переговоры по вопросу телефонно-телеграфной связи для нужд военных частей. Был установлен тесный контакт с торгпредством и командованием нашего корпуса и военно-морским командованием. Разработана схема и предложена латышам. Внесены также необходимые изменения в связи с новыми указаниями наркомата связи. Переговоры ведутся чрезвычайно напряженно. Латыши на каждом шагу показывают свою неуступчивость и желание сорвать побольше. За месячный срок переговоров результатов пока не видно.

Вывод:

Латвийское правительство выполняет пакт о взаимопомощи с большим нежеланием. Затягивает разрешение жизненно необходимых вопросов.

Организованно ведут пропаганду против СССР и советских гарнизонов. В министерстве общественных дел создан отдел по фабрикации антисоветских слухов, снабжающий айзсаргов тезисами докладов на антисоветские темы в деревнях. Усиленно вынашивается мысль «спихнуть» к весне советские базы в море и навсегда «покончить с русскими». Латвийская охранка послала своих «лучших спецов» в Либаву и Виндаву для организации слежки и провокаций.

Наконец, тайная помощь правительства польским представителям в организации отправки людей, помощь белофиннам в вербовке добровольцев говорит о враждебности и саботаже правительственными кругами ряда вопросов, связанных с пактом. Они поставили себе задачу ни в коем случае не давать и не уступать того, что им кажется идет сверх Пакта о взаимопомощи. После предоставления строений и участков вначале они дополнительно не хотят предоставить ни одного дома, сарая или участка. Явно не хотят, чтобы наши части расползались, в особенности там, где это близко к населенным пунктам и в городах.

Полпредство ставит своей задачей добиться разрешения ряда больших и необходимых вопросов, связанных с улучшением оперативной и бытовой стороны наших гарнизонов.

  1. Быстрейшее разрешение вопроса о переходе границы частей команд и отдельных лиц, командируемых из СССР в базы на латвийской территории и обратно.
  2. Ускорение подписания соглашения о телефонно-телеграфной связи для нужд корпуса и Военно-Морского Флота.
  3. Немедленное заключение соглашения по аренде участков и строений, переданных базам советских войск.
  4. Оформление вопроса о порядке следования грузов со снабжением и амуницией.
  5. Произвести уплату за переброску войск и военных грузов в места расположения баз.
  6. Истребовать разрешение на право съема жилплощади для семей начсостава и работников военторга в населенных пунктах (вне баз) – Либаве, Виндаве и других городах.
  7. Дополнительно снять в аренду строения (жилые и подсобные) в Либаве и Виндаве для размещения строевых команд и начсостава.
  8. Добиться полного очищения домов городка в Либаве от латышского населения, а также передачи всего находящегося там имущества (водокачка, электростанция, жел. дорога, базы подводников латвийского флота, сливные нефтебаки и др.). Предложить закрыть проездную дорогу через городок для посторонних лиц.

К этим вопросам необходимо внимание прежде всего военных представителей – военного атташе и представителя Военно-Морского Флота. Полпредство вносит предложение о необходимости заявления этих представителей в Штабе латвийской армии и попросить их внимания к удовлетворению названных нужд. Полпредство будет подталкивать МИД на ускорение разрешения этих вопросов в Штабе армии.

 

Полпред СССР в Латвии

И. Зотов

 

Источник


Полпреды сообщают…: Сб. док. об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 г. – август 1940 г. – М.: Междунар. отношения, 1990.

АВП СССР, ф. 011, оп. 6, п. 37, д. 38, л. 1-13.

1 См. док. 139.

2 Так в тексте.