Главная » Армия и Флот » Фронт и Флот » Балтийский флот » 1-я бригада подводных лодок » ПЛ С-1

ПЛ С-1

 

23.09.1936 - 23.06.1941

 

Подводная лодка заложена 25 декабря 1934 на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под заводским номером 266 и литерным обозначением «Н-1». 8 августа 1935 года спущена на воду и 23 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 года подводная лодка получила литерное обозначение «С-1».

С ноября 1939 года подводная лодка принимает участие в войне с Финляндией в составе 13-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, базировалась в военно-морской базе Таллин. 30 ноября в боевом дозоре в устье Финского залива, получив сигнал «Факел» о начале боевых действий против Финляндии, командир не понял его смысла, так как на лодке не было таблицы условных сигналов. 31 октября обстановка прояснилась с получением оперативной сводки штаба флота. Утром 1 декабря «С-1» чуть было не стала жертвой орудий крейсера «Киров», который прибыл для обстрела батареи острова Руссаре, уже был готов открыть огонь, но, подводная лодка вовремя дала свой опознавательный. Вечером 2 декабря «С-1» отозвана с позиции и утром следующего дня прибыла в Таллин.

С 3 по 16 декабря 1939 года подводная лодка находилась в боевом походе у порта Раума в Ботническом заливе Балтийского моря. Размер позиции был слишком мал (10 x 10 миль), сигнальщики несколько раз обнаруживали цели, но они проходили слишком далеко от лодки. 10 декабря лодка заметила и атаковала одиночный транспорт, а когда торпеда прошла мимо, субмарина всплыла и начала расстреливать его артиллерией. На пятом залпе 100-мм орудие заклинило, а две выпущенные торпеды прошли мимо. После полуторачасового маневрирования транспорт был потоплен огнем из 45-мм орудия –всего израсходовано 4 – 100 мм и 35 – 45 мм снарядов.

Объектом атаки «С-1» оказался немецкий пароход «Больхайм» (3.324 брт), перевозивший строевой лес (по другим данным целлюлозу). Пароход прибыл в Мянтюлуото еще до объявления блокады Финляндии, но был задержан финнами в порту так как груз судна имел для них стратегическое значение. Утром 10 декабря судно покинуло порт, и до границы блокадной зоны сопровождалось финскими кораблями. После атаки подводной лодки «Больхайм», покинутый экипажем долго не хотел идти на дно, и финны, обнаружив судно, пытались буксировать его к берегу, но пароход все-таки затонул. Несмотря на потерю транспорта и гибель при этом 3-х человек из его экипажа (в результате обстрела погиб радист, тяжело раненный капитан судна умер в шлюпке), никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на позиции «С-1» не встретила, и 16 декабря лодка благополучно вернулась в Либаву (Лиепая).

С 22 декабря 1939 по 20 января 1940 года подводная лодка находилась во втором боевом походе. Первоначально ей предстояло действовать в районе к северу у острова Аланд (позиция № 10), но затем она была переразвернута у порта Кристиина (позиция № 12). 24 декабря при проходе пролива Южный Кваркен подводная лодка села на мель у острова Маркет. В этот момент один из кораблей (вероятнее всего, шведский), обнаружив субмарину пошел на таран. К счастью для подводной лодки она сумела сняться с мели и уклониться от удара. За 22 дня патрулирования лодка обнаружила лишь один конвой (транспорт в сопровождении вооруженного ледокола), но не смогла их догнать. 16 января лодка была отозвана в базу, но в силу выхода из строя вертикального руля подводная лодка задержалась в Ботническом заливе для исправления повреждения. Возвращение подлодки проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом, другую часть – лавируя между льдинами. При одной из попыток пробить лед, на субмарине был погнут зенитный перископ. В таких условиях «С-1» атаковали два финских гидросамолета «Юнкерс К-43» (или «Райпон»), один из которых, по заявлению подводников, артиллеристам «С-1» удалось сбить. 19 января подводная лодка вышла на чистую воду и на следующий день под эскортом лидера «Минск» благополучно прибыла в Либаву, имея всего 300 кг соляра. При форсировании льдов «С-1» получила повреждения легкого корпуса, который в нескольких местах помяло и продавило льдом, оборвало антенны и леера, штормовой волной с верхней палубы сорвало семь листов обшивки и обломало козырек ограждения рубки.

7 февраля 1940 года подводная лодка С-1, за самоотверженную боевую деятельность экипажем в боевых походах награждена орденом Красного Знамени, а командир – капитан-лейтенант Александр Владимирович Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза, экипаж награждён орденами и медалями.

На протяжении 1940 года подводная лодка занималась отработкой задач боевой подготовки. С 9 по 22 июня 1940 года «С-1» блокировала Рижский порт в период присоединения Латвии к СССР. Субмарина нуждалась в проведении капитального ремонта, выведена на судоремонтный завод «Тосмаре» в Либаве.

22 июня 1941 года подводная лодка встретил в Либаве в составе 1-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. Вечером 23 июня, когда противник был на подступах к городу, экипаж взорвал корабль у причала и перешел на подводную лодку С-3. «С-3» взяв на борт членов экипажа подводной лодки С-1, а также рабочих с завода Тосмаре – всего на борту лодки было около 100 человек, могла идти только в надводном положении и погружаться не могла. Подводная лодка шла непосредственно вдоль побережья из Либавы в Усть-Двинск, скорость не превышала 5 узлов. В 2.32. 24 июня в районе маяка Ужава она была обнаружена и атакована немецкими торпедными катерами «S-60» и «S-35» из состава 3-й катерной флотилии. В завязавшейся артиллерийской дуэли все решила не мощность 100-мм и 45-мм орудий подводной лодки, а скорострельность двух немецких 20-мм пушек Ответным огнем с лодки катера получили незначительные повреждения, 4 человека были ранены. Выпущенные со «шнельботов» торпеды прошли мимо цели. «С-3» упорно уходила на север, и тогда катера атаковали ее ручными гранатами, а затем в 3.39. «S-60» сбросил прямо по курсу «С-3» глубинную бомбу в непосредственной близости от нее. Лодка затонула. Из воды немцы подобрали не менее 9 человек; тело командира «С-3» прибило к острову Саарема, где было похоронено.

Вскоре после занятия Либавы подводная лодка поднята немцами, и так как прочный корпус лодки не получил значительных повреждений, «С-1» была отбуксирована в Киль, где использовалась как опытное судно Кригсмарине. 7 августа 1943 года в результате ряда испытаний, в ходе которых изучалось воздействие глубинных бомб, корпус субмарины затонул.

 

Командиры:

Личный состав

Всего: 43

Офицерский состав:

  1. лейтенант Антоненко Николай Константинович, командир БЧ-2-3 1916 - 24.06.1941
  2. политрук Брыкин Александр Ефимович военный комиссар 25.12.1911 - попал в плен
  3. мичман Васильев Петр Алексеевич 1909 - 24.06.1941
  4. мичман Гвоздков Александр Андреевич 1910 - 24.06.1941
  5. ст. лейтенант Легур Василий Иванович, помощник командира 1912 - 24.06.1941
  6. ст. лейтенант Оршанский Моисей Романович (Соломонович), командир БЧ-1 1917 - 24.06.1941
  7. военфельдшер Половников Иван Петрович, фельдшер 1918 - 24.06.1941
  8. ст. инженер-лейтенант Рыжкин Сергей Васильевич, командир группы движения 1915 - 24.06.1941
  9. инженер-капитан-лейтенант Свитин Александр Александрович, командир БЧ-5 1911 - 24.06.1941

Рядовой, сержантский и старшинский состав:

  1. гл. старшина Алексанов Иван Павлович, старшина группы торпедистов 1915 - 24.06.1941
  2. старшина 1 ст. Алексашин Сергей Алексеевич, командир отделения мотористов ? - 24.06.1941
  3. гл. старшина Алексеев Иван Павлович, ст. торпедист 1911 - пропал без вести
  4. краснофлотец Алферов Владимир Васильевич, шифровальщик 1920 - 24.06.1941
  5. краснофлотец Бобинов Виктор Валентинович, моторист 1919 - 24.06.1941
  6. краснофлотец Бобков (Бабков) Георгий Дорофеевич, старший моторист - 24.06.1941
  7. краснофлотец Бобрулько Алексей Васильевич 1920 - 24.06.1941
  8. ст. краснофлотец Войтов Николай Абрамович, трюмный 1918 - 24.06.1941
  9. краснофлотец Воскобоев Константин Иосифович, электрик 1921 - 24.06.1941
  10. краснофлотец Гайдуков Алексей Устинович 1919 - ?
  11. старшина 2 ст. Гаранин Александр Владимирович, командир отделения радистов 1917 - 24.06.1941
  12. краснофлотец Досягаев Александр Николаевич, радист 1919 - 24.06.1941
  13. ст. краснофлотец Елисеев Георгий Иванович, электрик 1917 - 24.06.1941
  14. ст. краснофлотец Емельяненко Василий Федорович, комендор 1919 - 24.06.1941
  15. ст. краснофлотец Иванов Виктор Дмитриевич, командор 1920 - 24.06.1941
  16. старшина 2 ст. Ивоник Ефим Андреевич, командир отделения комендоров 1918 - 24.06.1941
  17. старшина 2 ст. Каданцев Семен Афанасьевич, командир отделения мотористов 1918 - 24.06.1941
  18. старшина 2 ст. Казаков Александр Семенович, командир отделения мотористов 1917 - 24.06.1941
  19. краснофлотец Кошелев Афанасий Сергеевич, моторист 1919 - 24.06.1941
  20. краснофлотец Кравченко Николай Иванович, торпедист 1920 - 24.06.1941
  21. старшина 2 ст. Круглов Константин Михайлович, командир отделения трюмных 1915 - 24.06.1941
  22. старшина 2 ст. Лысенко Василий Иванович, командир отделения мотористов 1917 - 24.06.1941
  23. краснофлотец Лычагин Константин Григорьевич, электрик 1915 - 24.06.1941
  24. старшина 2 ст. Малый Василий Ильич, командир отделения торпедистов 1916 - 24.06.1941
  25. краснофлотец Мосолов Василий Васильевич, торпедист 26.11.1917 - погиб в плену
  26. краснофлотец Никуличев Евгений Арефьевич, рулевой 30.01.1921 - 18.08.1984 (попал в плен, лагерь Бухенвальд, освобождён)
  27. краснофлотец Норин Борис Петрович, моторист 1919 - 24.06.1941
  28. краснофлотец Носарев Валентин Григорьевич, радист 1919 - попал в плен (бежал)
  29. ст. краснофлотец Редькин Константин Васильевич, кок 1919 - 24.06.1941
  30. старшина 2 ст. Саморуков Василий Николаевич, командир отделения электриков 1917 - 24.06.1941
  31. старшина 2 ст. Старостин Петр Васильевич, командир отделения трюмных 1915 - 31.10.1943 (погиб в плену)
  32. краснофлотец Степанов Георгий Ермолаевич, торпедист ? - 24.06.1941
  33. старшина 2 ст. Устинов Степан Михайлович 1915 - 24.06.1941
  34. краснофлотец Щеглов Иван Иванович, рулевой 1920 - пропал без вести

 

s1_1 s1_4 s1_2 s1_10 s1_3 s1_11 s1_5 s1_7 s1_8 s1_9 s1_12

 

 

Источник


Портал «Память Народа» // Министерство обороны Российской Федерации

Великая Отечественная под водой // ПЛ "С-1"