Челноков Николай Васильевич












09.05.1906 - 16.07.1974
Челноков Николай Васильевич - командир эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады; командир 8-го гвардейского штурмового авиационного полка военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота.
Родился 26 апреля (9 мая) 1906 года в городе Иркутск в семье железнодорожника. Русский. Окончил 9 классов.
В Красной Армии с 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 году – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, совершил 40 боевых вылетов. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражаясь под Ленинградом (с 1991 года - Санкт-Петербург) в должности командира авиационной эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) к началу января 1942 года совершил 58 успешных боевых вылетов. Перейдя с бомбардировщика на штурмовик, он первым стал применять штурмовые удары по морским транспортам противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 653) капитану Челнокову Николаю Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года.
Летом 1943 года переведён на Черноморский флот, освобождал Керчь, Феодосию, Севастополь. Штурмовые удары заставили фашистское командование отказаться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск–Анапа–Керчь. После освобождения Крыма снова направлен на Балтику. На его боевом счету – уничтожение отряда кораблей из 14 вымпелов, находившегося в Нарвском заливе. В должности командира 8-го гвардейского штурмового авиационного полка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) к июлю 1944 года совершил ещё 219 боевых вылетов, умело командовал полком, лично потопил несколько транспортов и кораблей противника.
Второй медали "Золотая Звезда" (№ 24) майор Челноков Николай Васильевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года.
Впоследствии руководил штурмовиками в боях за освобождение островов Эзель, а также при взятии Кёнигсберга, Пиллау и Данцига. Всего за время войны совершил более 270 боевых вылетов.
После войны служил на командных и штабных должностях в авиации ВМФ, был на преподавательской работе. В 1945 году окончил Академические курсы при Военно-морской академии, в 1949 году – Военную академию Генерального штаба. В том же 1949 году Н.В. Челнокову было присвоено звание генерал-майора авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. С 1954 года – в запасе.
Жил в городе-герое Москве. Умер 16 июля 1974 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.В. Челнокова установлен в городе-герое Ленинграде - Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы.
* * *
С первых дней войны капитан Челноков, командир эскадрильи, оказался на страже Ленинграда.
Враг рвался к городу. Челноков поднял эскадрилью в воздух. Ни вражеские истребители, ни сплошной зенитный огонь не могли помешать выполнить боевое задание. Группа бомбардировщиков под командой капитана Челнокова пробилась к цели и точными бомбовыми ударами уничтожила более 10 танков противника и 14 фургонов с войсками. Танковый маневр врага был сорван.
Эскадрилья, которой командовал Челноков, стала грозой для вражеских танков, артиллерии и пехотных полков. Днем и ночью, в туман и непогоду в ленинградском небе, над водами Финского залива и Балтийского моря отважно летал Челноков, нанося сокрушительные удары по неприятельским портам, железнодорожным станциям, вражеским войскам на дорогах, ведущих к Ленинграду.
Говорят, что у добрых вестей легкие крылья. Так и весть о боевых делах бесстрашного воздушного рыцаря вскоре широкой волной разнеслась по Северо-3ападному фронту, защищавшему подступы к городу Ленина.
На вооружение стали поступать новые самолеты - штурмовики. Челноков быстро освоил машину, полюбил ее и на ней воевал до конца войны. В его руках "илыошин" был грозой для фашистов не только на суше и в воздухе, но и на море.
Да, на море! Поначалу "илы" считались машиной, предназначенной для штурмовки наземных целей. Немало штурмовок провел Челноков по вражеским колоннам. Впервые он испытал превосходные боевые качества новой машины под Кременчугом, на правом берегу Днепра. Потом на подступах к Ленинграду. Только за восемь месяцев боев Челноков уничтожил десятки вражеских танков, множество автомашин с боеприпасами и пехотой. Он быстро овладел тактикой штурмовых ударов.
Теперь он хотел применить новую машину для штурмовых ударов по морским целям. И вскоре на практике доказал, каким грозным оружием являются "илы" на морском театре военных действий.
Когда Челнокову присвоили звание Героя Советского Союза и назначили командиром гвардейского штурмового полка, он стал еще более требовательным к себе. К выполнению каждого боевого задания подходил творчески. Этого неустанно требовал и от своих подчиненных.
- Напал на цель - добей до конца,- не раз говорил он молодым летчикам.- Мало поразить - надо уничтожить врага. Не шаблон, а четко разработанная схема каждого удара обеспечивает победу.
Этому золотому правилу Челноков следовал всюду, где бы ни приходилось ему воевать.
Летом сорок третьего года он получает новое назначение: бесстрашно сражается за Керчь, Феодосию и Севастополь. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова-штурмовика.
…
После освобождения Крыма Челноков снова на Балтике. Теперь он командир Краснознаменного Ропшинского авиационного соединения. Новое положение ко многому обязывало, но зато ив значительной мере расширяло круг боевой деятельности. Челноков оставался верен своему правилу: действовать не по шаблону, а по строго разработанному плану каждого боевого задания.
Вскоре по прибытии на Балтику был получен боевой приказ: уничтожить отряд кораблей, состоявший из 14 вымпелов и прикрывавший левый фланг вражеских войск, упиравшихся в Нарвский залив. Отряд фашистских кораблей нес дозорную службу в заливе. Не раз наши летчики обрушивали свои удары на этот отряд, но он, как заколдованный, оставался невредимым. Хорошо организованная зенитная оборона не давала нашим самолетам возможности нанести прицельные удары.
Челноков возглавил группу. Умело маневрируя, штурмовики неожиданным ударом со стороны солнца парализовали зенитную оборону противника и в несколько заходов почти полностью разгромили отряд сторожевиков. Фланг войск противника со стороны залива был оголен.
И снова бои, но теперь бои, поддерживающие грозное наступление Советской Армии, прокладывающие путь к окончательной победе над врагом. Нарвский залив, остров Эзель, Кенигсберг, Пиллау, Данциг - всюду, где в небе проносились машины, ведомые Челноковым, враг ощущал карающую руку воинов-освободителей.
Н. Степанов
Источник:
Патриотический интернет проект «Герои Страны» - Челноков Николай Васильевич
КОМАНДИР – НОВАТОР - «Крылья Родины», июнь 1986