Пономарев Владимир Григорьевич
.gif)


1925 - ?
Родился в 1925 году в селе Коломок Коломокского района Харьковской области. В сентябре 1943 года после освобождения родных мест от немецко-фашистских захватчиков добровольцем вступил в 1429-й легкий артиллерийский полк. В составе полка закончил войну в Австрии. За мужество и отвагу, проявленные в боях, награжден медалью "За отвагу".
После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1955 году перешел на службу в Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Служил на крейсерах "Киров", "Серго Орджоникидзе". За отличную службу на флоте награжден медалью "За боевые заслуги", "За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР" II и I степени.
В 1952 году принят в члены КПСС. Уволен в запас в звании мичмана в 1975 году. Работает в колхозе "Большевик" в центральной котельной.
С АВТОМАТОМ И КЛАРНЕТОМ
Это произошло после освобождения родного села Коломок от фашистов в сентябре сорок третьего года. Возле нашего дома остановилась автомашина, из которой вышел и направился к калитке человек в военной форме. Увидев меня во дворе, он подошел, крепко обнял меня. Рад был я встрече о Захаром Трофимовичем Ермаковым, руководившем до войны нашим школьным оркестром, в котором я играл на кларнете.
- Значит, жив, здоров! Очень рад!- приговаривал он, тиская меня в объятиях.- На кларнете играть не разучился.
- Тут другая музыка звучала,- смущенно проговорил я.- Рады, что уцелели с мамой.
- Знаю, знаю все... Тебе восемнадцать исполнилось? Пойдешь в наш полк служить? Артиллеристом станешь и в оркестре будем играть... Тебя ведь все равно скоро призовут на службу...
- Кто же меня в полк возьмет?
- Я сам поговорю с командиром полка... Давай-ка не мешкая собирайся...
Сели в машину, помахал рукой на прощание матери, которая стояла у калитки, вытирая слезы. Штаб полка догнали уже в селе Кованчики под Полтавой. Осмотрел меня с ног до головы начальник штаба полка.
- Какое образование?
- Восемь классов перед войной окончил...
- Пойдешь писарем при штабе полка.
Только не долго длилась моя писарская служба. Попросился, чтобы перевели в батарею. Узнал об этом старшина Захар Трофимович Ермаков.
- Никто тебя в батарею не пошлет, - сказал он. - Я уже договорился, подучишься немного и станешь при штабе связистом. Так нужно, ведь свой же оркестр создаем...
В скором времени добился перевода в парковый взвод полка, где служил старшина З.Т. Ермаков. Все же поближе к артиллеристам. Приходилось на автомашине ехать на тыловые артсклады, где получали снаряды и доставляли их прямо на батареи. Однажды попали в такой переплет, что едва выбрались. Правда, везли не боеприпасы, а продовольствие. Поехали кратчайшим путем и оказались на пригорке, который был под обстрелом противника. А тут мотор заглох. Выручили проезжавшие рядом танкисты...
Советская Армия безостановочно гнала фашистов. Позади были многие освобожденные города и села Украины. Полк принял участие в Ясско-Кишиневской операции, и мы вступили на территорию Румынии. Произошло это при ликвидации остатков окруженной группировки фашистских войск. По всей вероятности было это в конце августа сорок четвертого года.
У одной из пушек сорвалась резьба накатника. Ремонт, конечно же, мелкий, но пушку пришлось снять с передовой. Полк ушел вперед, а мы, прицепив к "студебеккеру" пушку, погрузив ящики со снарядами, выехали в тыл, чтобы отремонтировать орудие. Нас было человек десять во главе с начальником артиллерийского снабжения полка капитаном Парвенко. На ночевку остановились на каком-то румынском хуторе. Переспали кто в машине, кто под яблонями. На рассвете приходит крестьянин-румын из соседнего хутора и рассказывает нашему капитану, что неподалеку от его хутора, в кукурузе спят фашистские солдаты. Выслушав крестьянина, капитан командует:
- В ружье!
Капитан Парвенко занял выгодную позицию на бугре с ручным пулемётом. Раздвигая густые заросли кукурузы с уже восковыми початками, приблизились к спящим фашистским солдатам.
- Хенде хох!
Немцы повскакали, еще ничего не соображая. Кто-то из наших для острастки дал автоматную очередь. Румын, показавший нам спящих гитлеровцев, однако, не заметил, что неподалеку, тоже посреди кукурузного ноля, разместилась почти рота фашистских солдат. Это были остатки разбитой группировки фашистских солдат. Гитлеровцы открыли по нам огонь из автоматов. Наповал был сражен вражеской пулей прямо в сердце орудийный мастер сержант Вася Коргополов. Получил ранение еще один боец из нашей группы.
Пришлось бы туговато нам, если бы не поддержка капитана Парвенко, занявшего выгодную позицию и открывшего по фашистам огонь из ручного пулемета. Между очередями капитан успел нам дать команду, чтобы отходили к хутору, где стояла автомашина с пушкой и боеприпасами. Быстро развернули орудие в сторону кукурузного поля, где запрятались гитлеровцы, ведя непрерывно огонь из автоматов и пулеметов. Среди нас оказался и наводчик, причем довольно опытный.
Прикрутили быстро накатник проволокой, зарядили пушку осколочным. А фашисты, ведя огонь, уже подбираются к нашему пулемету. Но и наш капитан строчит из пулемета по фашистам. И тут над головами противника один за другим стали рваться осколочные снаряды.
Вскоре на помощь нам подоспели бойцы проходившей по шоссейной дороги части. Блуждавшая по нашим тылам большая группа гитлеровцев была разбита наголову. В кукурузе остались трупы фашистских солдат. Взяты были пленные и трофеи.
За этот бой все артиллеристы нашей группы, в том числе и я, были награждены медалью "За отвагу". Капитана Парвенко наградили орденом Красной Звезды.
...В короткие часы фронтовой передышки под руководством дирижера старшины Захара Трофимовича Ермакова наш полковой оркестр, в котором играл я на кларнете, репетировал, разучивая марши и другие музыкальные произведения. Все же удалось старшине сколотить свой полковой оркестр, причем трое были из нашего довоенного школьного оркестра.
И какая музыка звучала 9 мая 1945 года! Это тоже была награда за пройденные с боями многие сотни километров по дорогам Румынии, Чехословакии, Австрии. Нам ведь пришлось освобождать Братиславу, Яссы, Плоешти... Да разве вспомнишь все эти города теперь, через сорок лет после окончания войны.
День Победы встретили мы под Веной в небольшом городке Мистельбахе. Тепло и сердечно поздравил артиллеристов бригады с праздником наш комбриг генерал-майор Юрко.
Без устали играл в тот день полковой оркестр. Марши, фронтовые песни. Когда же заиграли старинный вальс "Душа полка", прямо на поляне закружились пары...
Вот так и прошел я по фронтовым дорогам с автоматом и кларнетом. И на всю оставшуюся жизнь стали мы друзьями со школьным дирижером, потом и дирижером полкового фронтового духового оркестра Захаром Трофимовичем Ермаковым. Живет он на Украине, и мы переписываемся, встречаемся с ним.
Крепка как сталь фронтовая дружба.
Источник
СЛОВО О ВЕТЕРАНАХ ВОЙНЫ - Лиепайский рыболовецкий колхоз «Большевик» Лиепая 1985