Главная » Подвиг Солдата » П » Панин Николай Степанович

Панин Николай Степанович

 

1909 - ?

 

Старший лейтенант Николай Степанович Панин - заместитель командира эскадрильи 3-й авиационной эскадрильи 622-го Штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка. В РККА с апреля 1930 года. Член ВКП(б) с 1937 года. Русский.

Николай Степанович родился в 1909 году в селе Хохол Хохольского района Воронежской области. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов. В Великой Отечественной войне с первых дней в составе 204-го дальне-бомбардировочного авиационного полка 51-й дальне-бомбардировочной авиационной дивизии 1-го авиационного корпуса.

1 июля 1941 года командовал группой из 6 самолетов ДБ-3Ф в налёте в районе города Крустпилса и нанесение бомбового удар по переправам через реку Даугава-Западная Двина 41-го немецкого танкового корпуса.

 

«Еще на пути к цели шесть вражеских мессершмиттов ринулись в атаку на бомбардировщиков. Начался неравный воздушный бой. Быстроходные истребители имели преимущества.

Докладывал стрелок-радист Сизов командиру: «Горит самолет старшего лейтенанта Лапшина, подбит самолет лейтенанта Волкова».

Остальные самолеты отбивались от истребителей всеми бортовыми оружиями. Полет к цели продолжался. Экипаж Панина достиг цели и сбросил бомбовой груз.

На обратном пути мессеры снова атаковали. Загорелся правый мотор самолета Панина. Уверенный в победе фашист подлетел совсем близко к горящему бомбардировщику. И вдруг вражеский истребитель странно вздрогнул, вспыхнул и стал падать. Это был последний подвиг стрелков-радистов подбитого самолета.

Потушить пламя не удалось и накренившись на правое крыло, самолет терял высоту. За ним тянулся темная полоса дыма. Внизу промелькнуло озеро БАЛЕТЕС, потом еще одно – поменьше, справа виднелась железнодорожная линия Крустпилс-Резекне.

Командир приказал штурману младшему лейтенанту Бушуеву немедленно готовиться к прыжку. Панин пытался повернуть теперь уже трудно управляемый самолет в такое положение, чтобы Григорий Бушуев прыгая, не задел пропеллер. Кабина штурмана находилась в носовой части самолета. Мелькнул белый шелк парашюта. Штурман прыгнул удачно. Ребята, ваша очередь – крикнул Панин обоим стрелкам-радистам. Ответа не было. Его товарищи погибли или тяжело ранены.

Земля стремительно приближалась. Горящий самолет планировал прямо на сосновый бор. Пора покидать боевую машину решил Панин. Открыв купол кабины, пилот резким движением поднял немного вверх рюкзак парашюта и дернул кольца. Стремительно раскрывшись, парашют подбросил летчика вверх.

Взрывом сотрясло сосновый бор. Взметнулся вверх столб дыма и огня. Самолет носовой частью глубоко ушел в землю.

Парашютный прыжок с небольшой высоты опасен. Пилот быстро снижался. Тело ударилось о ветки, стволы. Николай Панин потерял сознание.

Вечерело. Во двор хутора «Медустылтыни» из леса вышел странный человек. В руке у него был пистолет, через плечо переброшены теплые унты, гимнастерка пропитана кровью.

Из дома вышла женщина. В тот миг Анастасия Потина не подумала о грозящей ей и семье опасности. Надо было спасать человека. Летчик еле держался на ногах. Она накормила и переодела, как умела перевязала раны. Спрятала документы офицера и награды. И другие семьи Межарской волости помогали раненному летчику – Крюковы, Ершовы, Селивановы и другие.

Гитлеровцы обещали награду за летчика, но предателей не нашлось. Только позднее приспешникам оккупантов удалось схватить Николая Панина, но они не знали, что их пленник летчик. С начала летчика держали в одном доме возле станции Межаре. И здесь приходила помощь – женщины приносили еду, эти были Олимпиада Ершова, Анастасия Потина.

В августе 1941 года в родном селе Хохол под Воронежом жена Николая Панина получила похоронку – Ваш муж старший лейтенант Николай Степанович Панин пал смертью героя в воздушном бою под Крустпилсом. Полтора года она получала пенсию за погибшего мужа. Потом оказалось, что Николай Панин чудом спасся. Только после войны жена узнала о том, как межарцы спасли его от верной смерти. Из плена Николай Панин сбежал, воевал в латышском партизанском отряде, потом участвовал в боях за Ригу в рядах 90-го гвардейского стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза Ивана Третьяка. Войну Николай Панин закончил летчиком-штурмовиком в боях над Курляндским котлом.

Тридцать четыре года спустя Николай Степанович и Прасковья Ивановна Панины побывали в Межаре и в Екабпилсе. Эти были незабываемые дни. Теплые встречи, воспоминания. Они побывали на хуторе «Медустылтыни», встретились с Олимпиадой Ершовой, с Анастасией Потиной, гостили у Владимира Ершова, у Евдокии Крюковой, а также встретились с учащимися Межарской школы». («В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ В НЕБЕ НАД КРУСТПИЛСОМ» Аматс Я.Я.).

 

Приказом № 01/н ВВС Красной Армии

от 20 февраля 1946 года награжден Орденом «Красное Знамя»


I. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

Товарищ ПАНИН за период пребывания на фронте сделал 9 боевых вылетов, показал мужество и отвагу в бою, 1.7.1941 года выполняя задание командования на самолете ДБ-3ф, нанося удар по скоплению техники и живой силе противника в районе переправы через реку Западная Двина в городе Крустпилс, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника и наличие в воздухе истребителей противника, товарищ Панин метким своим ударом бомб разбил мост. На его самолет набросилось 6 самолетов противника, типа Ме-109, тов. ПАНИН со своим экипажем умело маневрирую  и яростно отбивал атаки истребителей противника, в результате воздушного боя тов. Панин сбил 1 самолет Ме-109. Противнику удалось зажечь самолет тов. ПАНИНА, тов. Панин с горящей машиной упал в районе Крустпилс, где получил ожог и тяжелое ранение, что подтверждено документально от местных жителей города Крустпилс и пробыл в тылу у противника в партизанских отрядах до 1944 года, затем принимал участие в боях по освобождению Прибалтики в строевых частях Красной Армии, за освобождение гор. Огри был легко ранен. В строевых частях также проявил мужество и отвагу, что свидетельствуют вырезки из газет «Ворошиловец» 10 Гвардейской Армии. За освобождение города Рига в яростном бою был тяжело ранен.

За отличное выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявления при этом мужества и отваги, представляю к правительственной награде - ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»

 

КОМАНДИР 622 ШТУРМОГО АВИАЦИОННОГО

СЕВАТОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ПОЛКА

ГЕРОЙЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ПОДПОЛКОВНИК / ЕМЕЛЬЯНОВ /

12 сентября 1945 года

 


 

СПРАВКА

 

Дана тов. Панину Николаю Степановичу в том, что тов. ПАНИН 1 июля 1941 года при выполнение боевого задания был сбит над мостом Екабпилс-Крустпилс. Мост разбомбил, но по пути был атакован шестью «Мессершмитами» подожжен. Один «Мессершмитд» был сбит, когда уже горел самолет тов. ПАНИНА. Два радиста с экипажем сгорели тов. Галкин, сержант Сизов, штурман Бушуев выпрыгнули в неизвестном направление, тов. Панин был обгорелый и подобран латышами и посажен в тюрьму гор. Екабпилс. Мы с ним вместе сидели с июля 1941 года по апрель месяц 1942 года.

23 апреля 1942 года латышская полиция и фашистская жандармерия повели на расстрел группу евреев и людей принадлежащих Советской власти, подследственных брали под конвоем зарывать могилы, в том числе и тов. ПАНИНА Н.С.

Когда начали расстреливать пьяная полиция в то время тов. Панин набросился на одного полицая, выхватил кинжал зарезал четырех немцев забрал кинжал, автомат и пистолет бросился в лес. По нем открыл огонь, но все в пустую. Два жандарма в обход леса на мотоциклах. Обнаружил тов. Панина и открыли огонь, но он их обоих уничтожил и ушёл в Лубанские леса.

Вот что мы знаем о т. Панине. С июля 1941 г. по 23 апреля 1942 г. сидели с ним вместе я Гаврилов Иван Титович, сейчас работаю в Екабпилском Уездном военкомате, Дмитриев Григорий с НКГБ Екабпилского Уезда и ряд других, которые были расстреляны, и угнаны в Германию на каторгу, в чем и пописываемся.

 

Подпись - Гаврилов И.

 

Подпись Гаврилова заверяю Екабпилский Уездвоенком Майор Реснис

 

23 февраля 1945 г. г. Екабпилс