Из описания боевых действий 9-го Псковского пограничного отряда с 22 июня по 3 июля 1941 г.
2 ноября 1941 г.
9-й Псковский пограничный отряд НКВД ко дню 22 июня 1941 г. нес службу заграждения на протяжении 382 км справа, включая северный берег оз. Чудское, слева — 500 м южнее шоссейной дороги Ленинград — Двинск. Отряд в своем составе насчитывал 9 пограничных комендатур, 39 пограничных застав...
22 июня 1941 г. к 6—00 личный состав отряда был приведен в полную боевую готовность.
23 июня 1941 г. в 10—50 на участке отряда появились первые разведывательные самолеты противника, и пограничные заставы являлись основными постами службы ВНОС, своевременно оповещали активные средства ПВО на участке. Главными разведывательными пунктами противника являлись г. Остров (железнодорожная станция), г. Псков и железная дорога.
26 июня 1941 г. подверглась первой бомбардировке авиацией противника ст. Ритупе Абренского уезда Латвийской ССР.
29 и 30 июня 1941 г. неоднократной бомбардировке подверглись ст. Остров, Бринчаниново и Череха. В это же время неоднократно бомбардировались ст. Псков, г. Псков и шоссейная дорога Псков — Ленинград.
Незадолго до начала войны, примерно апрель — май, отряд неоднократно получал сигналы официального и неофициального порядка о том, что в приграничных районах Латвийской и Эстонской ССР широко проводится германофильская агитация, что в отдельных районах, как Качановский, Абренский и другие, Латвийской ССР существуют повстанческие организации, возглавляемые бывшими офицерами старой армии, духовенством и немецкой агентурой. Отряд по всем этим вопросам информировал соответствующие территориальные органы — управления, отделы НКГБ. Имея такие данные о наличии повстанческих организаций, отряд на отдельных участках комендатур нес службу по усиленному варианту.
Охраняя участок большой протяженности с минимальным количеством личного состава (12—15 человек на 10—15 км), пограничный наряд нес службу, имея среднюю нагрузку 15— 18 часов в сутки.
28 июня 1941 г. на участке отряда из прибалтийских республик началась массовая эвакуация населения. Эвакуация проходила через контрольно-пропускные пункты ст. Остров, ст. Псков и вновь выставленные контрольно-пропускные пункты по Двинскому и Рижскому шоссе. Через контрольно-пропускные пункты прошло свыше 1 млн. человек. Задача состояла в том, чтобы не пропустить германской агентуры, замаскированной под видом беженцев. В результате работы командиров и всего личного состава на контрольно-пропускных пунктах изъято около 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, 500 тыс. боепатронов, задержаны и разоблачены 123 шпиона, диверсантов и прочей агентуры противника. Большую работу по разоблачению агентуры противника проделал начальник отделения 5-го отряда капитан Поздняков...
3 июля 1941 г. пограничный наряд заставы 10-го участка 3-й комендатуры заметил, что на территории сопредельной Эстонской республики в м. Мехикорм на здании бывшего кордона вывешен флаг старого эстонского правительства.
Пограничный наряд сделал вызов и по прибытии тревожных доложил об этом. О замеченном комендант 3-го участка старший лейтенант Костромичев (убит под дер. Новоселье) доложил врид начальника 1-го отряда капитану Юрило, от последнего получил указание выслать заместителя по разведке старшего лейтенанта Салманова с двумя бойцами, найти и арестовать виновников. Салманов с двумя красноармейцами на катере «ЗИС-101» через Псковское озеро выехал к противоположному берегу и при попытке выйти на берег был обстрелян ружейным огнем. Возвратившись на заставу, Салманов взял с собой 10 красноармейцев и ручной пулемет и выехал снова в дер. Мехикорм. Связавшись с местным советско-партийным активом и бригадой содействия, установил, что в дер. Мехикорм имеется повстанческая группа, которая в первые дни войны уже имела оружие и терроризировала местное население. Контрреволюционную группу возглавляют бывший офицер эстонской армии и местный священник. Салманов также установил, что флаг вывешен этими лицами. Организовав розыск этих лиц, Салманов обнаружил последних на заседании в конспиративной квартире. По прибытии пограничного наряда повстанцы снова открыли огонь. В завязавшейся перестрелке три участника повстанческой организации были убиты на месте, два из них, в том числе поп (фамилия не установлена), были обезоружены и доставлены в отряд.
Необходимо отметить, что отряд ежедневно высылал оперативные группы на розыски и ликвидацию парашютно-десантных мелких групп противника, выбрасываемых последним в приграничных районах Латвийской и Эстонской ССР главным образом против участка 9-й комендатуры дер. Рубилово в Абренском уезде.
2 июля 1941 г. начальник 36-й заставы 9-й комендатуры (застава Ястребково) лейтенант Самолюк в 11—30 по телефону доложил начальнику отряда: «На территории Эстонской ССР в 1,5 км от линии запретной пограничной зоны к дому бывшего кулака (член партии «кайтселит») подъехали и остановились пять танков, по внешнему виду немецкие». Застава заняла оборону.
Как в последующем установлено, весь личный состав заставы занял оборону вокруг заставы, имея для этого заранее подготовленные окопы, блиндажи и щели. Через 10—15 минут лейтенант Самолюк доложил: «Танки противника идут в направлении нашей заставы. Личный состав занял окопы».
Застава упорно оборонялась. Танки противника, подойдя вплотную, в упор из орудий зажигательными снарядами расстреливали здание заставы. Из охваченного пламенем помещения заместитель начальника заставы по политчасти младший политрук Бройтман, уже дважды раненный в грудь, вел огонь по врагам, не давая последним открыть люки танков. Рядом с ним геройски разил фашистов из ручного пулемета старшина заставы Нагорский. Истекая кровью, они мужественно прикрывали отход заставы на новые рубежи.
Младший политрук Бройтман и старшина заставы Нагорский пали смертью храбрых в бою при обороне участка заставы.
Младший политрук Бройтман 24 июня 1941 г., возвращаясь из очередного отпуска, заявил командованию отряда: «Моя и Самолюка заставы по всем видам службы, боевой и политической подготовке занимали первенство и, если только наши заклятые враги попытаются нарушить границу, мы будем драться также первыми в отряде. Я живой с заставы не уйду».
Тов. Бройтман свое большевистское слово сдержал.
Группа танков противника и мотоколонна его войск прорвались на участке 34-й заставы, открыли огонь зажигательными снарядами, подожгли помещение. Застава с боем отходила на новый рубеж, сдерживая натиск противника.
Начальник отряда майор Дергачев, не зная численности прорвавшегося противника, для восстановления положения на 35-й и 36-й заставах выслал группу пограничников в числе
28 человек под командой своего заместителя по политчасти старшего политрука Дядищева и начальника 1-го отряда майора Романова. Обстановка была неясна, имелись только данные о том, что танки противника обстреляли ст. Бринчаниново и прорвались по дороге к Острову.
Указанная группа пограничников в 14—00 3 июля 1941 г. прибыла в г. Остров, где немедленно получила задачу от генерал-майора Бочкова, руководившего боем, — группе пограничников занять оборону правее моста (указал рукой), обеспечить отход частей, биться до последнего патрона. В это время город обстреливался сильным минометным и артогнем противника с юго-западной стороны. Группа пограничников заняла заданный рубеж и вступила в бой. К группе примкнуло одно отделение бойцов РККА. Приблизительно в 15—30 два танка противника подошли к мосту и имели попытку прорваться в город, но были отброшены артогнем наших танков. Группа пограничников в течение 20—25 минут вела ружейно-пулеметный огонь. Противник еще больше усилил артминометный обстрел города. Возникли пожары, стали появляться новые огневые точки (станковые пулеметы) противника. Группа пограничников, ведя бой, беспрерывно поддерживала связь со старшим политруком, находившимся на командном пункте, передавая ему через связного данные о появлении новых огневых точек противника и просьбы о пополнении патронами. Командный пункт немедленно реагировал на донесения группы. Вновь появляющиеся огневые точки подавлялись артогнем, и своевременно подносились патроны.
Группа пограничников вышла с поля боя по распоряжению старшего политрука Дядищева. В это время в городе уже не оставалось ни одного подразделения РККА, так как таковые отошли на новые рубежи. Город горел. Горели здания, где пограничники занимали рубеж. Через 20 минут распоряжением старшего политрука Дядищева группа пограничников была посажена на автомашину, имея одного раненого, и отошла по шоссе в направлении г. Пскова.
Указанная группа пограничников в бою за г. Остров проявила бесстрашие, мужество, с поля боя вышла последней, израсходовав все патроны (на руках у пограничников осталось по 3-5).
Начальник отряда майор Дергачев, не имея никаких данных от группы Дядищева и Романова (связь была повреждена бомбардировкой с воздуха противником), для выяснения обстоятельств в 18—00 3 июля 1941 г. выслал группу пограничников в 25 человек под командой начальника штаба отряда майора Углова. Несмотря на сильный артминометный огонь противника, майор Углов, прибывший с группой из Пскова, прорвался в г. Остров, продвинулся к мосту у пограничного городка. Здесь только майор Углов заметил, что он с группой находится в кольце противника. Это происходило в 22—30 3 июля 1941 г. Оценив обстановку, осмотрев местность на юго-восточной окраине г. Остров по р. Великой, Углов со своей группой вступил в бой с противником, который продолжался около двух часов, и начал отходить только тогда, когда противник против горсточки пограничников пустил до роты танков. С наступлением сумерек майор Углов вывел свою группу из окружения и на вторые сутки прибыл в отряд.
Таким образом, подтвердилось, что первое появление противника на участке линии заграждения было со стороны Латвийской ССР на участке 9-й комендатуры (комендант участка капитан Ситенков)... Начиная с 23 июня 1941 г., первые стервятники — бомбардировочная авиация противника — безжалостно расстреливали мирное население, работавшее на полях. Заставы регулярно вели организованный ружейно-пулеметный огонь по самолетам противника, не раз своим огнем заставляли их беспорядочно разбрасывать по полям свой груз.
Кроме того, заставы в течение одной минуты имели возможность доносить постам ВНОС и аэродромам истребительной авиации о появлении самолетов противника.
Пограничная комендатура из своего личного состава выделила истребительную группу в количестве 20 человек при двух ручных пулеметах для борьбы с десантами противника. Истребительная группа капитана Ситенкова в ближайшем прикордоне Латвийской ССР Абренского уезда в дер. Вышгородок задержала 13 человек авиадесантной диверсионной группы противника.
В задержании десанта принимали участие и показали свое бесстрашие в бою капитан Ситенков, ефрейтор Черяпкин, сержант Петрашевский, красноармейцы Суббота, Строков, Максимов и Лепеха.
1 июля 1941 г. истребительная группа комендатуры получила данные, что нашими истребителями подбит самолет противника, который якобы приземлился в районе Абрене. Розыском самолет найден, летчик задержан, а ценности самолета, в том числе и вооружение, переданы командиру 79-й авиабазы в г. Остров.
2 июля 1941 г. комендатура капитана Ситенкова после прорыва танковой колонны противника на участке 36-й и 35-й застав лишилась технической связи со штабом отряда. Противник, прорвавшись к г. Остров, взял комендатуру в полукольцо. По приказанию капитана Ситенкова заставы были стянуты к штабу комендатуры и с боем отходили на г. Порхов. Находясь еще в районе Острова, Ситенковым был послан в разведку красноармеец Семенов разведать силы противника в районе ст. Бринчаниново. Через два часа, в момент начала вечерних сумерек, налетела группа самолетов противника. Подоспевшие наши истребители навязали противнику воздушный бой. Один самолет противника был сбит. Летчик выбросился на парашюте. Красноармеец Семенов, заметив спускавшегося на парашюте фашиста, подбежал к месту приземления и, не допустив его к земле, расстрелял из нагана. Семенов забрал документы летчика и карту и, несмотря на пулеметный огонь приблизившихся танков противника, прибыл к штабу комендатуры, подробно доложил коменданту.
Личный состав комендатуры Ситенкова присоединился к отряду только в районе Новоселье, занял оборону и вместе со всеми пограничниками отряда в течение двух суток вел бой с противником, сдерживая его натиск по Ленинградскому шоссе...
Начальник 9-го погранотряда
майор Никифоров
Военком 9-го пограничного отряда
батальонный комиссар Колотущенко
Боевые действия в Прибалтике - Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны 1941–1945