САЛАСПИЛССКИЙ ЛАГЕРЬ СМЕРТИ
Издательство «Лиесма» Рига 1975
Шоссе Рига — Даугавпилс. На семнадцатом километре дорога сворачивает в лес. Она ведет на бывший полигон, где еще в царское время солдаты стреляли по фанерным мишеням. Во время немецкой оккупации мишенями здесь служили живые люди. На этом выжженном солнцем, поросшем чахлым вереском песчаном пустыре находился самый большой из всех 23 лагерей смерти, устроенных немецкими фашистами в Латвии концентрационный лагерь Саласпнлс.
КОНВЕЙЕР СМЕРТИ
Оккупировав Советскую Латвию, фашисты немедленно приступили к осуществлению своей расистской политики. Чтобы высвободить «жизненное пространство для высшей расы», они собирались переселить и истребить гражданское население Латвии. Излагая на страницах «Дойче Арбант» колонизаторские планы фашистов, Гиммлер недвусмысленно призывал «... заботиться о том, чтобы на Востоке жили люди только с истинно немецкой, германской кровью».
Эту человеконенавистническую политику с первых дней оккупации проводили в жизнь различные карательные органы — СС, СД, гестапо, комендатуры, охранные роты, специальные полицейские подразделения и так называемые «труппы самоохраны». Стремительными темпами началось планомерное истребление людей. Еще в 1942 году верховный руководитель полиции и СС в «Остланде» обергруппенфюрер и генерал полиции Еккельн опубликовал объявление о том, что начинается массовое заселение немцами восточных оккупированных областей. Каждому, кто собирался стать колонистом, генерал Еккельн рекомендовал своевременно подать заявление.
За годы оккупации в Латвии при участии местных фашистов и буржуазных националистов в тюрьмах, концентрационных лагерях и лагерях военнопленных было убито свыше 600 тысяч и вывезено на принудительные работы в Германию около 280 тысяч человек.
В октябре 1941 года старый, поросший вереском полигон площадью 30 гектаров окружили двойным заграждением из колючей проволоки. Были построены сторожевые башни, на них установлены пулеметы. Вокруг центральной сторожевой башни в три ряда разместились бараки для заключенных.
.jpg)
Каждый барак был рассчитан на 200 — 250 человек, но помещали в них от 350 до 800 заключенных. Люди спали на нарах в четыре и пять ярусов, задыхаясь из-за недостатка воздуха. Каждый, кто заболевал, мог считать себя обреченным.
В конце лагеря находился карцер со множеством бункеров. В них человек мог только сидеть скорчившись. Сюда обычно заключали смертников — тех, кого на следующий день расстреливали или вешали.
Оккупанты пытались скрыть свои злодеяния от народа. К лагерю запрещалось приближаться. Но, слыша автоматные очереди и предсмертные крики, доносившиеся в тихие ночи до самого шоссе, видя огромные могилы, выросшие в окрестном лесу, люди догадывались, что происходит в запретной зоне. Саласпилс стали называть лагерем смерти.
Как свидетельствуют материалы Государственной Чрезвычайной Комиссии, опубликованные вскоре после войны, в Саласпилсском лагере смерти немецкие фашисты расстреляли, повесили, отравили, забили до смерти, уморили голодом более 100 тысяч мужчин и женщин, детей и стариков.
Самыми первыми — еще в 1941 году — через Саласпилсский конвейер смерти прошли тысячи граждан Австрии, Чехословакии, Польши и других оккупированных гитлеровцами стран Европы, главным образом, евреев. Этим людям было объявлено, будто их собираются переселить в другое место. Но когда эшелоны с «переселенцами» и их имуществом приходили в Латвию, большинство прибывших тут же угоняли в Румбульский лес, там раздевали и расстреливали. Остальные становились узниками Саласпилсского концентрационного лагеря. Наиболее ценные вещи из их имущества гитлеровцы отправляли в Германию.
В мае 1942 года в Саласпилс стали пригонять заключенных из других концентрационных лагерей и Рижской центральной тюрьмы. Узникам на грудь и спину нашивали в качестве мишеней белые лоскуты на случай побега с работы в каменоломнях и на торфяниках. Среди них были работники советских учреждений и активисты, не успевшие эвакуироваться, крестьяне, получившие от Советской власти землю, представители прогрессивной интеллигенции.
Почти все эти люди погибли. Тысячи их остались лежать под соснами Саласпилса, тысячи после отправки из Латвии сожжены в крематориях Бухенвальда, Освенцима, Штутгофа, Маутхаузена, Майданека и других концлагерей.
Жертвами лагеря смерти были и воины Советской Армии, содержавшиеся в Саласпилсском лагере военнопленных близ шоссе Рига — Даугавпилс. Даже зимой пленные жили под открытым небом в заброшенном помещичьем парке; только ничтожная часть их помещалась в старой казарме. Спасаясь от холода, люди рыли себе норы в земле, грызли от голода кору на деревьях.
Чтобы увековечить память жертв фашистского террора. Центральный Комитет Коммунистической партии Латвии и Совет Министров Латвийской ССР приняли постановление о сооружении Саласпилсского мемориального ансамбля. Был объявлен открытый конкурс. Лучшие проекты были отмечены премиями. За разработку окончательного проекта ансамбля памятника авторский коллектив в составе скульпторов Л. Буковского, О. Скарайниса, Я. Зариня и архитекторов Г. Асариса, О. Остенберга, И. Страутманиса, О. Закаменного удостоен высшей награды — Ленинской премии.
Бетонная стена изнутри. В правом крыле стены — Саласпилсский
мемориальный музей.
ГРАНИЦА ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Монументальная, приподнятая под углом, бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метра символизирует границу жизни и смерти. Здесь когда-то было проволочное заграждение с охранявшимися вооруженными эсэсовцами воротами. Через них в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки.
«За этими воротами стонет земля», — гласит надпись на стене.
Да, земля Саласпилса напоена потом, слезами, кровью.
За этой стеной существовала целая система устрашений и наказаний, направленная на то, чтобы «использовать заключенных до полного их истощения».
За этой стеной ревностно исполнялось указание Гиммлера — за малейший проступок сажать в темные одиночки на хлеб и воду или давать 25 палочных ударов. Но узники получали не только по 25, но и по сотне ударов! Человек физически был бы не в состоянии это выдержать, и экзекуция проводилась в несколько приемов. Едва раны затягивались, как несчастного снова вели на истязание.
За этой стеной действовала «карусель», или «живой конвейер». Так называлась бесцельная работа, когда узников заставляли перетаскивать носилки с землей по большому кругу. На одной его стороне заключенные насыпали землю на носилки, а на другой — высыпали ее. Затем землю переносили обратно,— и так без конца.
За этой стеной людей заставляли ложиться в грязь, вставать и вновь ложиться, приказывали прыгать на корточках, стоять часами с поднятыми вверх руками.
За этой стеной... Теперь здесь бетонная стена-символ. Тысячи людей проходят ныне под ней на территорию бывшею лагеря. Саласпилсский мемориал — память о несгибаемой силе духа узников, он выражает скорбь и страдание, ненависть к поработителям, решимость не допустить возрождения фашизма.
ПЛОЩАДЬ ЦЕРЕМОНИЙ
Вид с верхней площадки стены. Отсюда просматриваются все скульптуры мемориального ансамбля и построенная заключенными дорога — «Дорога страданий». Рядом с ней кустами шиповника обозначены места, где прежде стояли бараки.
У подножия памятников всегда свежие цветы. Особенно много их в июле, когда ежегодно здесь отмечается День памяти жертв Саласпилса.
Площадь, на которой совершаются траурные церемонии, с двух сторон окружают сосны, посаженные заключенными. Налево дорога — она ведет в лес, к месту расстрелов.
ДОРОГА СМЕРТИ
Бетонная, пробитая пулями плита. На ней надпись: «Здесь шли дорогой смерти непокоренные. Сколько недосказанных слов, сколько непрожитых лет оборвано пулей!»
.jpg)
ДОРОГА СТРАДАНИЙ
Узников заставили выстроить ее, чтобы фашисты могли подъезжать к баракам. Очертания дороги напоминали петлю. Часто узников заставляли бегать по ней до полного изнеможения.
Когда создавался мемориал, дорога была восстановлена. Ее обочины выложены теперь бетонными плитами.
.jpg)
ДЕТСКИЙ БАРАК
Таких же человечков и такие домики, как запечатленные художником на бетоне, рисовали когда-то ребятишки на песчаной земле лагеря. Дети, особенно грудные, умирали от голода и болезней в таком количестве, что из узников была сформирована специальная команда, которая выносила детские трупы из лагеря и зарывала их за проволочным заграждением.
У детей систематически брали кровь для нужд немецких госпиталей. Ослабевших умерщвляли. Судебно-медицинским исследованием эксгумированных после войны детских трупов, найденных в массовых могилах, было установлено, что детям вводили в организм различные яды — синильную кислоту, мышьяк и другие.
.jpg)
«СОЛИДАРНОСТЬ», «КЛЯТВА», «РОТ ФРОНТ»
Центральная скульптурная группа ансамбля
.jpg)
«УНИЖЕННАЯ»
.jpg)
«МАТЬ»
.jpg)
ЗДЕСЬ БЫЛА ВИСЕЛИЦА...
Присланных сюда на уничтожение вешали почти ежедневно. Жертвы на устрашение другим оставляли висеть в петле до следующей казни. Во время расправы у виселицы полукругом выстраивались все заключенные. Церемония казни совершалась проверенными на практике фашистскими методами. После того, как был снят первый повешенный, раздавалась команда «Шаг вперед!» — и следующая жертва из выстроенной у виселицы очереди оказывалась под петлей. Обреченные шаг за шагом приближались к смерти.
За что их вешали?
На мемориальном камне, который стоит там, где была виселица, читаем:
«Здесь людей казнили за то, что они были невиновны... Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину...».
Так же безжалостно и хладнокровно гитлеровцы уничтожали заключенных в душегубках.
.jpg)
«НЕСЛОМЛЕННЫЙ»
Фашисты рассчитывали, что бесчеловечные условия сломят заключенных не только физически, но и духовно, надеялись превратить узников в покорных рабов гитлеровского режима.
Этого не произошло. Обреченные не склонили головы перед палачами, не пали духом. Они верили, что Советская Армия разорвет цепи неволи и принесет свободу. Эта вера звала в бой. Заключенные — поляки и чехи, немцы и французы, югославы и русские, литовцы и белорусы, эстонцы и латыши — понимали, что их сила в дружбе и солидарности, и как один участвовали в жестокой борьбе не на жизнь, а на смерть.
О движении Сопротивления в Саласпилсе свидетельствует донесение начальника полиции безопасности и СД в Латвии Ланге, отправленное в марте 1943 года рейхскомиссару Лозе. В этом документе говорится:
«... В Саласпилсском лагере под Ригой удалось напасть на след коммунистической организации и ликвидировать ее. В лагере среди заговорщиков было создано три группы. Одна занималась пропагандой коммунизма среди заключенных, вторая — подготовкой побега и третья — похищением взрывчатки... Один заключенный, работавший в кузнечно-слесарной мастерской лагеря, изготовлял железные трубки, которые наполнял донаритом и порохом и снабжал фитилями. Арестованные коммунисты полагали, что при приближении большевистских частей полиция безопасности расстреляет заключенных. Они решили в таком случае обратить взрывчатку против полиции. Планировалось также использовать взрывчатые вещества для актов саботажа при отступлении войск...».
Главными руководителями движения Сопротивления в лагере были коммунисты. Инженер Карлис Фелдманис, студент Янис Логин и рабочий завода «Варонис» Константин Стрельчик установили связь с внешним миром, узнавали о событиях на фронтах, о партизанском движении в Латвии.
Узники, которых каждый день отправляли на работы вне лагеря, распространяли в лагере антифашистскую литературу, организовывали побеги, тайно проносили в лагерь продукты, поддерживавшие многим жизнь...
После того, как части Красной Армии приблизились к Риге, фашисты приступили к уничтожению следов своих преступлений. В окрестностях Саласпилса они раскапывали массовые могилы и сжигали трупы. Когда орудийные залпы стали доноситься с другой стороны Даугавы, гитлеровцы бежали. Оставшиеся без охраны заключенные, которых не успели отправить в Германию, укрылись в лесу.
В последний момент перед приходом Красной Армии в Саласпилс прибывший из Риги отряд эсэсовцев успел поджечь деревянные бараки.
Лагерь смерти сгорел до основания. Но ни огнем, ни временем не вытравить из сознания людей память о совершенных здесь преступлениях...
.jpg)
Саласпилсский мемориальный музей ежедневно посещают, возлагают здесь цветы и венки сотни трудящихся республики. Сюда приходят иностранные делегации и группы экскурсантов, приезжают гости из братских республик. Учащимся многих школ здесь впервые повязывают красные галстуки, молодым коммунистам вручают партбилеты. Прекрасной традицией стал проводимый на территории ансамбля в июле каждою года День памяти жертв фашизма под девизом «Об этом забывать нельзя!». В этот день в Саласпилсе собираются тысячи трудящихся и оставшиеся в живых бывшие узники лагеря смерти. Проводится траурный митинг. Его участники дают клятву беречь мир во всем мире.
Немногие — около 500 человек — оставшиеся в живых бывшие политзаключенные объединены теперь в отдельную группу при Рижской секции Советского комитета ветеранов войны. Борьба с фашизмом - главная задача, которую поставили перед собой все члены группы. Они часто встречаются со школьной молодежью и трудящимися, проводят экскурсии по Саласпилсу. Всюду и везде они рассказывают о том, какое зло принес нашей стране и всему человечеству фашизм, собирают материалы для Саласпилсског о музея, ведут поиски пропавших без вести товарищей по заключению.
.jpg)
ПЛАН САЛАСПИЛССКОГО КОНЦЕНТРАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ
1. Бараки
2. Детские бараки
3. Мастерские
4. Виселица
5. Центральная сторожевая башня
6. Кольцевая дорога
7. Пруд, вырытый узниками
8. Комендатура
9. Дорога к месту расстрела и сожжения трупов
.jpg)
ПЛАН МЕМОРИАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
1. Бетонная стена
2. Площадь торжественных церемоний
3. Место возложения венков
4. «Дорога страданий»
5. Место бараков
6. Место детских бараков
Скульптуры:
7. «Несломленный»
8. «Униженная»
9. «Солидарность», «Клят- ВЯ-», «Рот Фронт»
10. «Мать»
11. Место виселицы
12. Пруд
Автор К. Сауснитис
Художник А. Галевиус
Фото Г. Биркманиса, А. Кулова, Л. Линдгольма, В. Упита, Я. Цебура, Г. Янайтиса
Перевод с латышского И. Дижбите
.jpg)