Пронякин Иван Федорович


.gif)

1922 - 18.09.1944
Лейтенант Иван Федорович Пронякин – командир звена 50-го истребительного авиационного Краснознамённого полка 315-й истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Кандидат ВКП(б) с 1943 года. Русский.
Родился 1922 году, уроженец д. Бобровка Веневского района Тульской области РСФСР. Отец – Федор Дмитриевич, проживал д. Бобровка.
В РККА с 7 января 1941 года, призвался Веневским РВК Тульской области РСФСР – добровольцем поступил в военное училище лётчиков. В Отечественной войне с 22 декабря 1943 года на 2-ом Прибалтийском фронте.
13 мая 1944 года Приказом № 8/н по 315-й истребительной авиационной дивизии, мл. лейтенант И.Ф. Пронякин – лётчик 50-го ИАП, награждён орденом Красной Звезды за то, что:
«Младший лейтенант ПРОНЯКИН выполняя боевые задания по разведке с 27.2.44 года по 30.3.44 года произвел 20 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, доставляя ценные сведения о противнике. Проникая в глубь на территории занятую противником до предельного радиуса, в условиях противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии противника, задания выполняет отлично.
27.2.44 года на ст. Идрица обнаружил 5 ж.д. эшелонов, отход войск на Идрица на 40 автомашинах, 100 подводах и 5 орудий.
6.3.44 года обнаружил движение 3-х танков и 20 автомашин с войсками на Опочка.
8.3.44 года обнаружил колонну автоматчиков до 100 человек двигающуюся к линии фронта.
21.3.44 года обнаружил склад на восточной окраине В. Кунино.
За отличное выполнение боевых заданий Командования по разведке войск противника, проявленное при этом доблесть и мужество Младший лейтенант ПРОНЯКИН Иван Федорович достоин награждения правительственной наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».»
30 июня 1944 года Приказом № 37/н по 15-й воздушной армии, мл. лейтенант И.Ф. Пронякин – лётчик 50-го ИАП, награждён орденом Красного Знамени за то, что:
«С момента пребывания в 50 ИАП мл. л-нт Пронякин показал себя как дисциплинированный культурный офицер-летчик. Со времени представления к последней награде Пронякин совершил 34 боевых вылета. Всего он совершил 54 успешных боевых вылета, из них 3 на перехват с-тов противника, 51 на разведку и доставлял командованию ценные сведения о противнике. Так например 15.5.44 года им было обнаружено сильное движение по дороге Опочка – Лаптево колонна автомашин до 40 единиц. 22.5.44 г. на дороге Гришино – Опочка 40 крытых автомашин и 70 подвод с грузом. 25.5.44 по дороге Грызуново на Опочку обнаружил колонну автомашин до 50 единиц, и вел воздушный бой совместно с ведущим, против 4х ФВ-190. В бою самолет ведущего был поврежден, но тов. Пронякин мужественно отбил все атаки противника – благодаря чему, задание по фотографированию объектов пр-ка было выполнено и ведущий благополучно привел поврежденный самолет на свой аэродром.
Как лучший летчик эскадрильи тов. Пронякин в короткий срок отлично освоил район действий и в настоящее время летает ведущим, успешно выполняя задания. Летает смело и уверено. Хорошо пользуется радиосвязью при выполнении боевых заданий. Дисциплинирован – имеет три благодарности от командования части.
Вывод: За 34 успешных боевых вылета и образцовое выполнение заданий командования…»
18 августа 1944 года Приказом № 59/н по 15-й воздушной армии, мл. лейтенант И.Ф. Пронякин – ст. лётчик 50-го ИАП, награждён орденом Отечественной войны I степени за то, что:
«Тов. Пронякин после представления к последней награде произвел 34 успешных боевых вылета из них на разведку войск противника 30, на сопровождение бомбардировщиков 4 боевых вылета.
Тов. Пронякин является образцом дисциплинированности и исполнительности. На ряду с боевой летной работой много уделяет внимания партийно-пропагандисткой работе. Не было ни одного случая невыполнения боевого задания по его вине. Данные доставляемые тов. Пронякиным отличаются большой точностью. 25.6.1944 г. при выполнении боевого задания в завязавшемся воздушном бою в р-не станции Рузсэки был сбит с-т противника ФВ-190. 10.7.44 установил наличие движения Пушкинские Горы – Казаково до 35 автомашин, 30 подвод с солдатами, ст. Казаково 1 ж.д. эшелон до 30 крытых вагонов, на ст. Опочка 4 ж.д. эшелона по 30 вагонов и 2 эшелона с автомашинами. Коквиче – Опочка интенсивное движение до 50 автомашин с грузом и 80 подвод. 12.7.44 г. на ст. Опочка 2 эшелона до 70 вагонов. Опочка – Мудули 30 автомашин. На ст. Горохово 2 ж.д. эшелона. 22.7.44 г. установил Кауната – Барвита двухстороннее движение до 40 автомашин и 15 подвод. На ст. Барвия 2 ж.д. эшелона. На ст. Резекне до 11 эшелонов 300 вагонов и 3 паровоза. Ст. Северная до 10 эшелонов.
Своим опытом делится с молодыми летчиками.
За 34 успешных боевых вылета на разведку войск противника и проявленное при этом мужество и отвагу…»
18 сентября 1944 года лейтенант И.Ф.Пронякин не вернулся с боевого задания по ведению воздушной разведки в районе западнее н.п. Эргли. По имеющимся данным, его самолет Ла-5 был сбит огнем с земли, и впоследствии место его падения так и не было обнаружено. Выдержка из книги Г.А. Чечельницкого «Летчики на войне», посвященную этому событию:
«Приказ исходил лично от генерал-полковника авиации Науменко. Наступление только начиналось, и противник подтягивал резервы для контратак. Имелись агентурные сведения от латышских партизан о появлении новых танковых частей в районе западнее Эргли. Но где именно?
На этот вопрос могли и должны были дать ответ разведчики 50-го истребительного авиаполка.
Подполковник А. М. Винокуров послал на задание пару: Ивана Пронякина и Николая Концевича.
Взлетев с аэродрома утром, летчики взяли курс на Эргли. В наушниках начальника штаба полка Л. П. Казанкова, сидящего у радиостанции, послышался негромкий голос ведущего: «Следую к цели». «Вас понял», – ответил подполковник и сразу уступил место у радиостанции Винокурову: ясно, что за этой разведкой будет следить командир, а на НП армии – генерал Науменко.
С маршрута лейтенант еще несколько раз доложил: «Нормально», причем каким-то безразличным тоном. Но Винокуров понял: пара еще не долетела до заданного района. Но вот голос ведущего резко изменился, в нем почувствовались радостные нотки. Пронякин чуть не вскрикнул: «Вижу следы коробочек... В лесу скопление машин... Квадрат... – и назвал номер. Потом: – Следую домой».
Вместо обычного: «Вас понял, разрешаю», раздались слова: «Я – «Береза». Назовите число танков». Это вмешался в переговоры генерал Науменко.
Конечно, командующему нужно было знать количество танков. Ответ мог подсказать, каковы замыслы противника, а главное – какие силы авиации направить немедленно к этому лесу близ мызы Катриня.
И разведка продолжалась. Трижды усложненная. Что только не делал с самолетом Пронякин, чтобы сосчитать танки! Ведомый повторял все его движения.
Рядом с самолетами, впереди, выше их мгновенно возникали черные зловещие клубки и шапки, проскакивали стайками трассирующие пули и снаряды. Огонь с земли достигал высшего предела – его вели из «эрликонов», танков, из всех видов оружия.
Теперь просматривался весь лес: танки угадывались под кучей веток, стояли на недавно пробитых ими тропах, прижимались борт к борту на краях полян.
Считать и считать. Пронякин менял направление полета, делал змейку, перекладывая самолет с крыла на крыло, круто виражил.
«Пора докладывать». Ведущий нажал на кнопку передатчика, успел произнести позывной. Но в этот момент несколько снарядов прошили кабину. И все-таки в последнее мгновение он выдохнул еще одно слово. Его должны были понять на НП командующего. Понял и Винокуров на своем КП.
Потребовались считанные минуты, чтобы по приказу из штаба армии поднялись в воздух все полки 188-й бомбардировочной авиадивизии и девятками направились к лесу, над которым погиб лейтенант Иван Пронякин из пятерки «краснозвездных».
Событие, происшедшее в начале наступления 2-го Прибалтийского фронта, изложено в штабных документах так:
«Разведчики-истребители 15 сентября 1944 г. своевременно вскрыли подход танковой дивизии противника по дорогам от мызы Скуене через мызу Катриня на Вимбас, от мызы Нитауре через мызу Аннас на мызу Огре, от мызы Клидене через Яунмуйжа на Расас и сосредоточившихся для нанесения контрудара в районе лесов Гобаскрогс. Своевременное вскрытие подходящих к полю боя танковых резервов противника дало возможность авиационному командованию немедленно организовать штурмовые и бомбардировочные удары для их уничтожения, а наземному командованию – принять соответствующие меры по усилению войск, действующих на гобаскрогском направлении.
Высылаемые в последующие дни истребители-разведчики 50-го иап 315-й иад в условиях сильного противодействия с земли и в воздухе давали информацию о действиях указанной танковой дивизии противника, по которой наносились мощные удары авиации.
В общем итоге контратака 250 танков противника на данном направлении была сорвана, а танковая дивизия вследствие значительных потерь введена в бой не была и вынуждена 17 сентября начать отход в западном направлении на Мадлиену.
Разведывательные данные экипажей истребителей разведчиков 50-го иап 315-й иад были высоко оценены командующим фронтом и командующим воздушной армией». (Архив МО СССР, ф. 284-й нбад, оп. 98123, д. 2, лл. 38-39).
Когда был освобожден район, с воздуха и на земле начались поиски самолета лейтенанта Ивана Пронякина. К великому огорчению, его не нашли. Не вырос в лесу обелиск. Но память об этом разведчике-истребителе навсегда осталась в сердцах его однополчан.
Событие, происшедшее в районе Гобаскрогских лесов, в известной мере отражало ожесточенный характер боевых действий, развернувшихся на рижском направлении начиная с 14 сентября. Здесь одновременно перешли в наступление ударные группировки 1, 2 и 3-го Прибалтийских фронтов.»
25 октября 1944 года Приказом № 88/н по 15-й воздушной армии, лейтенант И.Ф. Пронякин – командир звена 50-го ИАП, награждён (посмертно) орденом Александра Невского за то, что:
«В период боевых действий на фронте Отечественной войны лейтенант Пронякин произвел 113 успешных боевых вылетов на разведку, сопровождение и прикрытие поля боя. С момента последнего представления к награде с 27.7.1944 г. по 4.9.1944 произвел 40 успешных боевых вылетов на самолете ЛА-5, на разведку войск и техники противника. Смелый и инициативный летчик-разведчик. Каждое боевое задание выполняет точно, упорно и настойчиво ищет противника и как правило доставляет ценные сведения о противнике.
Например: 1.8.44 г. разведкой в паре обнаружил п дороге Алешсни – Крустпилс движение до 30 автомашин и до 20 подвод. На станции Зилани 6 жел. дор. эшелонов с паровозами по 30 вагонов. На станции Крустпилс 11 жел. дор., из них 4 с паровозами. По дороге Лиеграды – Гостини движение до 50 автомашин. На станции Мадона 5 жел. дор. эшелонов.
3.8.1944 г. обнаружил по дороге Ромули – Баркова до 15 автомашин и 10 орудий, по дороге Ромули на Инданы до 400 автомашин и 200 подвод. По дороге Любань – Мейрана до 100 автомашин. Севернее Ромули в лесу на стоянке до 60 автомашин. По дороге Ромули на Мадона до 150 автомашин и 100 подвод с грузом. По дороге Инданы на Мадона до 100 автомашин. 6.8.1944 г. По дороге Веявас – Мадона до 60 а/м до 150 человек пехоты. По дороге Цейвана – Мадона в движении до 100 автомашин. На станции Мадона 4 ж.д. эшелона. 1.9.1944 г. разведкой в паре обнаружил в районе Сигулда новый важный аэродром противника, сфотографировал его. Фотоснимок подтвердил наличие на аэродроме свыше 30 истребителей противника. Дисциплинированный, выдержанный офицер. Принимает активное участие в партийной жизни полка.
Вывод: За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий Командования и 40 успешных боевых вылетов на разведку лейтенант Пронякин достоин награждения орденом «Красное Знамя».»
Иван Пронякин погиб молодым и, к сожалению, не оставил после себя прямых потомков. У него остался в живых старший брат – Пронякин Федор Федорович, ветеран Великой Отечественно войны.
Александр Ёлкин
30.03.2017