Главная » Библиотека » В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ В НЕБЕ НАД КРУСТПИЛСОМ

В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ В НЕБЕ НАД КРУСТПИЛСОМ

В феврале 1975 года в г. Екабпилс приехал летчик военной поры ПАНИН Николай Степанович. С ним встретился корреспондент газеты «Брива Даугава» Дайнис Сликшан и сделал запись беседы с ветераном.

ПАНИН Николай Степанович рассказал, что ему старшему лейтенанту командиру звена 204-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 51-й авиационной дивизии 30 июня 1941 года было приказано возглавить группу из 6 самолетов ДБ-3ф и вылететь в район города Крустпилса и нанести бомбовой удар по переправам через реку Даугава-Западная Двина 41-го немецкого танкового корпуса.

Хотя экипажи только что вернулись с боевого задания, вскоре группа бомбардировщиков во главе в экипажем Николая Панина стартовала. На высоте 3500 метров взяли курс к берегам Даугавы.

Пятитонные боевые машины ДБ-3ф могли взять бомбовой груз весом в одну тонну. Скорость самолетов – 270 км в час. Бортовое вооружение бомбардировщиков имело значительную огневую силу, тем не менее встреча с юркими фашистскими истребителями мессершмиттами для этих больших и неуклюжих машин могла стать роковой. Каждый боевой вылет бомбардировщиков, особенно в дневное время, был свидетельством подлинного героизма.

Еще на пути к цели шесть вражеских мессершмиттов ринулись в атаку на бомбардировщиков. Начался неравный воздушный бой. Быстроходные истребители имели преимущества.

Докладывал стрелок-радист Сизов командиру:

Горит самолет старшего лейтенанта Лапшина, подбит самолет лейтенанта Волкова.

Остальные самолеты отбивались от истребителей всеми бортовыми оружиями. Полет к цели продолжался. Экипаж Панина достиг цели   сбросил бомбовой груз.

На обратном пути мессери снова атаковали. Загорелся правый мотор самолета Панина. Уверенный в победе фашист подлетел совсем близко к горящему бомбардировщику. И вдруг вражеский истребитель странно вздрогнул, вспыхнул и стал падать. Это был последний подвиг стрелков-радистов подбитого самолета.

Потушить пламя не удалось и накренившись на правое крыло, самолет терял высоту. За ним тянулся темная полоса дыма. Внизу промелькнуло озеро БАЛЕТЕС, потом еще одно – поменьше, справа виднелась железнодорожная линия Крустпилс-Резекне.

Командир приказал штурману младшему лейтенанту Бушуеву немедленно готовиться к прыжку. Панин пытался повернуть теперь уже трудно управляемый самолет в такое положение, чтобы Григорий Бушуев прыгая, не задел пропеллер. Кабина штурмана находилась в носовой части самолета. Мелькнул белый шелк парашюта. Штурман прыгнул удачно. Ребята, ваша очередь – крикнул Панин обоим стрелкам-радистам. Ответа небыло. Его товарищи погибли или тяжело ранены.

Земля стремительно приближалась. Горящий самолет планировал прямо на сосновый бор. Пора покидать боевую машину решил Панин. Открыв купол кабины, пилот резким движением поднял немного вверх рюкзак парашюта и дернул кольца. Стремительно раскрывшись, парашют подбросил летчика вверх.

Взрывом сотрясло сосновый бор. Взметнулся вверх столб дыма и огня. Самолет носовой частью глубоко ушел в землю.

Парашютный прыжок  с небольшой высоты опасен. Пилот быстро снижался. Тело ударилось о ветки, стволы. Николай Панин потерял сознание.

Вечерело. Во двор хутора «Медустылтыни» из леса вышел странный человек. В руке у него был пистолет, через плечо переброшены теплые унты, гимнастерка пропитана кровью.

Из дома вышла женщина. В тот миг Анастасия Потина не подумала о грозящей ей и семье опасности. Надо было спасать человека. Летчик еле держался на ногах. Она накормила и переодела, как умела перевязала раны. Спрятала документы офицера и награды. И другие семьи Межарской волости помогали раненному летчику – Крюковы, Ершовы, Селивановы и другие.

Гитлеровцы обещали награду за летчика, но предателей не нашлось. Только позднее приспешникам оккупантов удалось схватить Николая Панина, но они неузнали, что их пленник летчик. С начала летчика держали в одном доме возле станции Межаре. И здесь приходила помощь – женщины приносили еду, эти были Олимпиада Ершова, Анастасия Потина.

В августе 1941 года в родном селе Хохол под Воронежом жена Николая Панина получила похоронку – Ваш муж старший лейтенант Николай Степанович Панин пал смертью героя в воздушном бою под Крустпилсом. Полтора года она получала пенсию за погибшего мужа. Потом оказалось, что Николай Панин чудом спасся. Только после войны жена узнала о том, как межарцы спасли его от верной смерти. Из плена Николай Панин сбежал, воевал в латышском партизанском отряде, потом участвовал в боях за Ригу в рядах 90-го гвардейского стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза Ивана Третьяка. Войну Николай Панин закончил летчиком-штурмовиком в боях над Курляндским котлом.

Тридцать четыре года спустя Николай Степанович и Прасковья Ивановна Панины побывали в Межаре и в Екабпилсе. Эти были незабываемые дни. Теплые встречи, воспоминания. Они побывали на хуторе «Медустылтыни», встретились с Олимпиадой Ершовой, с Анастасией Потиной, гостили у Владимира Ершова, у Евдокии Крюковой, а также встретились с учащимися Межарской школы.

 

Автор этих строк, будучи сотрудником Екабпилсского краеведческого музея, попытался установить что же произошло в небе Крустпилса в последние дни июня 1941 года. В 1985 году были разосланы запросы соответствующими инстанциями и получены ответы.

По Сообшению ГУК МО № 130/4/1148. от 11.10.1985 г. – старший лейтенант Панин Николай Степанович, 1909 г.рождения, уроженец Воронежской области, Хохолского района, с. Хохол, зам.командира авиаэскадрильи 204-го ДБАП, 1.7.1941 г.был сбит при выполнении боевого задания, находился в плену у немцев до октября 1944 года. Уволен в запас в 1946 году. По данным на 1958 год проживал в гор. Воронеже, ул. Краснознаменная, дом 124-В.

По сообщению ЦАМО: Штурман звена 204 дбап мл.лейтенант Бушуев Георгий Петрович, уроженец Курской области, Велико-Михайловский район, д. Подвисна, пропал без вести 1 июля 1941 г. Жена Казанская С. Акмолинская обл.(г.Целиноград) Сталинский р-н, с.Аксановка.

- Мастер авиавооружения 204 дбап мл.сержант Сизов Николай Петрович, уроженец с. Кресцы, Ленинградской области 1 июля 1941 г. пропал без вести, жена проживала в Ленинградской области, Кресцы, ул. Советская, д.1.

Сообщения не дали ответ на вопрос о составе экипажа Панина, вернее о четвертом члене экипажа. Относительно упомянутых Панином пилотов якобы погибшим из его группы – было сказано в сообщение: Лапшина и Волкова проверить по учетным документам не представляется возможным.

В Именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 51-й авиационной дивизии 1 Авиационного корпуса с 1 по 10-е июля 1941 г. записано, что Панин Н.С. погиб при выполнении боевого задания 1.7.41., а Бушуев Г.П. и Сизов Н.П. – пропали без вести 1 июля 1941 года. По списку значится, что 204-й дбап 01.07.1941 потерял 8 летчиков – эти получается два экипажа, а  Н.С.Панин рассказывал о вылете на боевое задание шести самолетов.

Для прояснении данного вопроса нужно разыскать Журнал боевых действий 204-го дбап (сбап?), так-как придеться решать вопрос об обозначение погибших летчиков.

 

В том-же сообщение ЦАМО от 25.11.1985 г. значился:

-Воздушный стрелок-радист 204 дбап сержант Покровский Николай Иванович, уроженец г. Владимира, ул. Большая Московская, д. 12. , пропал без вести 30 июня 1941 г.

Автору этих строк в том-же 1985 году стало известно, что жительнице г. Крустпилс-Екабпилс Рута Салминя прожив. ул. Райня, 12 известно место захоронения летчика сбитого в конце июня 1941 года. В разговоре с ней выяснилось, что действительно она видела, что 30.06.1941 г. в районе хутора Силавас Кукас волости над Даугавой призошел воздушный бой и был сбит советский самолет. С парашютом выпригнул один, но немецкий истребитель открыл огонь по парашютисту и убил его. Мертвый летчик спустился у х. Силавас. Салминя помнила, что летчика звали Покровский Николай – у летчика были документы, которые забрали немцы. Отец Руты похоронил летчика Покровского недалеко от хутора на высоком берегу Даугавы где в реку впадает ручей.

Эти сведения мною были доложены начальнику 4-го отделения Екабпилсского Райвоенкомата майору Левкину Михаилу Филиповичу, который организовал выезд в р-н х. Силавас для эксгумации останков летчика. Место, где якобы ее отец похоронил летчика, показывала Рута Салминя. Однако раскопки результатов не дали – останки не были найдены.

Согласно Именному списку потерь 51-й ад 30.06.1941 г. пропали без вести 7 человек – 4 офицера: к-н Олейник Т.Г., л-т Алферов В.И., мл.л-т Костакин Н.Н., ст.л-т Фурман Н.М. , серж. Покровский Н.И., ст.серж Ракитин А.Л. и мл.воентехн. Бахатецкий Е.Е. Установлено, что экипаж, в котором летел серж. Покровский Н.И. погиб у х. Силавас. Следует установить состав экипажа, место падения, а также что случилось с еще тремья летчиками, так-как можно предположить, что и они вылетели в р-н Крустпилс и здесь и погибли.

 

Составил:


Аматс Янис Янович

сотрудник Екабпилсского краеведческого музея

 

18.01.2011, г. Екабпилс