Главная » Подвиг Солдата » К » Курзенков Александр Георгиевич

Курзенков Александр Георгиевич

 

12.09.1920 - 08.05.1945

 

Капитан Александр Георгиевич Курзенков – командир звена 43-й авиационной эскадрильи 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознаменного полка Военно-Воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. Член ВКП(б) с 1943 года. Русский.

Родился 12 сентября 1920 года на станции Зима Омской области. Мать – Татьяна Ивановна. Вскоре родители переехали на свою родину. Отец и мать были потомственными текстильщиками в Наро-Фоминске Московской области. В 1935 году Александр окончил семь классов и поступил в школу ФЗО автомобильного завода, работал токарем в инструментальном цехе № 1. Там его приняли в комсомол. По примеру старшего брата Сергея поступил в аэроклуб.

В 1939 году он поступил в военно-морское авиационное училище в Ейске. Там обучал курсантов летному делу брат Александра Сергей, который в это время уже был опытным летчиком-инструктором. В апреле 1941 года Александр с отличием окончил училище. Начал службу лётчиком-бомбардировщиком ВВС Черноморского флота.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые дни войны сержант А.Г. Курзенков принимал участие в налёте советской авиации на румынский порт Констанца, был подбит, но благополучно приземлился под Одессой. В дальнейшем фронтовая судьба была связана с Балтийским флотом.

13 октября 1942 года Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 71, сержант А.Г. Курзенков, пилот 29-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«Тов. Курзенков А.Г. с 4.07 по 4.07. 42 г. совершил 30 боевых вылетов на разведку кораблей, транспортов и ВМБ в Ф.З. и Ладожском озере, а также бомбоудары по военным объектам, скоплению войск, транспортам и по кораблям пр-ка. Из общего количества боевых вылетов имеет 20 боевых вылетов успешных. Подтвержденных фотосъемками, другими экипажами и Р.О. штаба ВВС КБФ.

11.07.42 г. произвел бомбометание с пикирования по Канонерской лодке пр-ка в районе ост. СОММЕРЕ 2-мя бомбами нанес прямое попадание по носовой части канлодки, последнюю вывел из строя. Подтверждение фотоснимок.

20.07.42 г. совершил бомбоудар по артминометным батареям пр-ка в результате прямых попаданий был сильный взрыв и большой пожар на месте расположения батареи. Батарея уничтожена.

14.08.42 г. совершил бомбоудар по военным объектам ЛАХДЕНПОХЬЯ в результате бомбометания были прямые попадания по заводским зданиям, возникли большие пожары. Подтверждение фотоснимок.

24.08.42 г. Совершил разведку ВМБ ТАЛЛИН, ХЕЛЬСИНКИ. И 27.08. обнаружил большое скопление кораблей и транспортов, своевременно сообщил по радио о результатах разведки. Подтверждение фотоснимки и оценка Р.О. Штаба ВВС КБФ.

Тов. КУРЗЕНКОВ выполняя задания Командования по разведке выполняет только с оценкой хорошо и отлично. Летает в любых метеорологических условиях погоды. Разведку баз производит на высоте 150 – 200 м. В трудных условиях принимает правильные и грамотные решения. Разведданные представляет своевременно и полноценные. Во всех случаях производит разумную инициативу. За все время боевых полетов не имеет случаев потери ориентировки.

За отличное выполнение заданий Командования по борьбе с фашистскими оккупантами…»

27 января 1943 года Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 10, ст. сержант А.Г. Курзенков, пилот 29-й ОРАЭ награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«СТАРШЫЙ СЕРЖАНТ КУРЗЕНКОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ОККУПАНТАМИ УЧАСТВУЕТ С МАЯ МЕСЯЦА 42 г. В КАЧЕСТВЕ ЛЕТЧИКА-РАЗВЕДЧИКА НА САМОЛЕТЕ «ПЕ-2».

За время боевых действий совершил 77 успешных боевых вылетов из них 3 успешных боевых вылета на бомбовые удары по кораблям и транспортам пр-ка в Финском заливе и Ладожском озере и 74 успешных боевых вылета на разведку кораблей, транспортов, ВМБ, жел. дор. и шоссейных коммуникаций и аэродромов пр-ка.

Тов. КУРЗЕНКОВ А.Г. выполняя задания по разведке всегда представлял командованию своевременно ценные сведения о пр-ке. По данным его разведки авиацией КБФ и ЛФ были нанесены бомбовые удары по кораблям и транспортам, портовым сооружениям, жел. дор. узлам и аэродромам пр-ка.

Успешное выполнение боевых вылетов подтверждаются фотоснимками и другими экипажами производивших разведку в также районах.

Тов. КУРЗЕНКОВ А.Г. в выполнении боевых заданий проявляет смелость, мужество и стойкость, летает в трудных метеоусловиях и на низких высотах, всегда добивается выполнения боевого задания и своевременно довести командованию сведения о пр-ке.

За весь период боевых действий тов. КУРЗЕНКОВ А.Г. не имел случаев потери ориентировки. В полете проявляет разумную инициативу в выборе основного объекта разведки.

За время операции по прорыву кольца блокады гор. Ленинграда тов. КУРЗЕНКОВ А.Г. совершил 4 успешных боевых вылета на разведку жел. дор. и шоссейных коммуникаций, жел. дор. узлов НАРВА, КЕНГИСЕПП, КРАСНОГВАРДЕЙСК и аэродромов КОТЛЫ, КРЕСТОВО, СИВЕРСКАЯ и КРАСНОГВАРДЕЙСК. Успешность боевых полетов подтверждаются фотоснимками.

По данным разведки тов. КУРЗЕНКОВА А.Г. был нанесен бомбовый удар по жед. дор. узлу НАРВА и КРАСНОГВАРДЕЙСК. Результат разведки своевременно доносил по радио.

ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ КОМАНДОВАНИЕ НА ФРОНТЕ БОРЬБЫ С НЕМЕЦКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ тов. КУРЗЕНКОВ А.Г. НАГРАЖДЕН ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДОЙ ОРДЕНОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ КОМАНДОВАНИЯ НА ФРОНТЕ БОРЬБЫ С НЕМЕЦКИМИ ОККУПАНТАМИ ПРОЯВЛЕННИЕ СМЕЛОСТИ, МУЖЕСТВА И СТОЙКОСТИ…»

15 июля 1943 года Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 61, старшина А.Г. Курзенков, пилот 44-й АЭ 15-го РАП награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«СТАРШИНА КУРЗЕНКОВ Александр Георгиевич в борьбе с немецкими оккупантами участвует с первых дней Великой Отечественной войны в качестве пилота.

За период своей работы совершил – 153 боевых вылета на бомбоудар по кораблям и транспортам противника в Финском заливе, на разведку морских и сухопутных коммуникаций, АФС переднего края обороны Ленинградского фронта и района расположений артбатарей противника.

После последнего представления к Правительственной награде совершил – 61 боевой вылет на разведку ВМБ в Финском заливе и Ладожском озере, жел. дор. узлов, аэродромов, АФС переднего края обороны и районов расположения артбатарей противника.

Как летчик-разведчик подготовлен хорошо, самолет ПЕ-2 знает отлично. В полете смел, инициативен, настойчив в выполнении боевых заданий, тактически грамотный.

Его визуальная разведка никогда не расходится с аэрофотоснимками, что подтверждается аэрофотоснимками хранящимися в РО ШВВС КБФ.

По его разведданным частями ВВС КБФ не однократно наносились бомбо-штурмовые удары по плавсредствам и ВМБ противника в Финском заливе и Ладожском озере.

Активно участвовал в прорыве блокады гор. Ленинграда, сделав – 17 самолето-вылетов на АФС переднего края обороны противника на Невском и Ульяновском направлении. Зафотографировав – 200 кв. километров за что получил БЛАГОДАРНОСТЬ от Командования Лен. фронта.

За отличное выполнение заданий Командования по ведению разведки и совершенные – 61 боевой вылет после последнего представления к Правительственной награде и проявленную при этом смелость, мужество и стойкость…»

24 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от за боевые подвиги, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Сергею Георгиевичу Курзенкову (родному брату Александра), пом. командира 78-го истребительного авиационного полка 6-й истребительная авиационной бригады ВВС Северного флота присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

22 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, лейтенанту А.Г. Курзенкову, командиру звена 44-й АЭ 15-го РАП присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2920) за, то что:

«Лейтенант КУРЗЕНКОВ Александр Георгиевич в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с мая месяца 1942 года.

За период Отечественной войны с немецкими оккупантами тов. КУРЗЕНКОВ боевыми делами показал себя до конца преданного нашей Родине, инициативного волевого тактически грамотного и настойчивого Офицера – в деле выполнения боевых заданий Командования.

За этот же период тов. КУРЗЕНКОВ совершил 203 успешных боевых вылета на бомбоудар по кораблям, транспортам и сухопутным коммуникациям, аэрофотосъемку ВМБ, аэродромов противника, переднего края обороны ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА и районов расположения арт. батарей противника, имея общий налет 301 час 16 минут.

Из них: 18 самолето-вылетов на бомбоудар по кораблям, транспортам, ВМБ противника в Финском заливе, Ладожском озере и арт. батареям противника на Ленинградском участке фронта.

127 самолето-вылетов на дальнюю разведку ВМБ противника: Таллин, Ханко, Хельсинки, Котка, Хамина, Ловиза и плав. средств противника в Финском заливе.

20 самолето-вылетов на разведку ВМБ и плав. средств пр-ка в Ладожском озере.

12 самолето-вылетов на разведку, АФС жел. дор. узлов, шоссейных дорог и аэродромов пр-ка на южном побережье Финского залива.

26 самолето-вылетов на аэрофотосъемку переднего края обороны и района расположения арт. батарей пр-ка Ленинградского фронта.

Летая одиночным самолетом «ПЕ-2», все боевые задания Командования выполняет своевременно и с достоверной точностью. Его визуальная разведка никогда не расходилась с данными на фотосъемке.

Несколько примеров из его боевой работы:

09.07.42 г. в районе острова Соммерс, произвел бомбоудар по кораблям пр-ка, нанесено повреждение одному СКР. Результат сфотографировал.

11.07.42 г. в районе острова Соммерс произвел бомбоудар с пикирования по СКР, СКА и КЛ пр-ка. Имея прямое попадание двух бомб в носовую часть кон. лодки. Кон. лодка была выведена из строя. Результат подтверждается фотосъемкой.

20.07.42 г. Произвел бомбо-удар по арт. батареям пр-ка в районе Урицка, батарея была подорвана, возник пожар и взрыв большой силы. Результат подтвердили другие экипажи летавшие в этот район.

21.07.42 г. Произвел бомбо-удар по минометным батареям противника в районе Володарки-Новоселье. Цель была накрыта, замечены взрывы. Результат сфотографировал.

14.08.42. Произвел бомбо-удар по заводским корпусам в Кексгольме. Результат: имел четыре попадания бомб в заводские корпуса и вызвал два очага пожара. Результат сфотографирован.

07.10.42 г. Произвел разведку плав. средств пр-ка в Ладожском озере и обнаружил: 8 спаренных кораблей, 3 бронекатера и две баржи. Результат подтвержден АФС.

05.11.42 г. Произвел аэрофоторазведку бухты Ланденпохья и район острова Коневец. Обнаружил – 9 спаренных и 5 простых катеров, на железно-дорожной станции Сартавала – 3 эшелона.

12.11.42 г. Произвел аэрофоторазведку плав. средств пр-ка в ладожском озере и обнаружил: 8 спаренных катеров и 2 бронекатера.

19.11.42 г. Произвел разведку плав. средств пр-ка в Ладожском озере и обнаружил – 4 спаренных и 3 простых катера.

28.11.42 г. При разведке района Ланденпохья, Сартанлахти, Кексгольм, обнаружил – 10 спаренных катеров.

15.01.43 г. При разведке ВМБ – Таллин – обнаружил 7 ТР водоизмещением от 3000 до 6000 тонн и 4 СКР. Результат разведки сфотографировал.

15.01.43 г. Произвел аэрофоторазведку железно-дорожных узлов – Нарва, Кингисепп, Мшинская и обнаружил: 14 железно-дорожных эшелонов и на аэродромах: Сиверская, Красногвардейск 26 самолетов.

27.01.43 г. Произвел разведку по маршруту: Нарва, Кингисепп, Керстово, Котлы, Городецк, Коростовичи, Луга, Толмачево, Сиверская и обнаружил 34 железнодорожных эшелона и 42 самолета пр-ка. Результат разведки подтверждается аэрофотосъемкой.

14.02.43 г. Произвел разведку и фотосъемку ВМБ противника – Таллин, Хельсинки, обнаружил – 9 ТР и и 6 СКР.

15.02.43 г. Произвел аэрофоторазведку железно-дорожных узлов и аэродромов пр-ка: Нарва, Псков, Гдов, Луга и обнаружил 16 железно-дорожных эшелона и 68 самолетов.

19.02.43 г. Произвел разведку по маршруту: Луга, Нарва, Кингисепп, Молосковицы, Красногвардейск. На железно-дорожных узлах обнаружил 13 железно-дорожных эшелона и на аэродромах – 28 самолетов противника.

22.02.43 г. В ВМБ пр-ка Таллин, Хельсинки – обнаружил: 20 ТР и 2 СКР. Результаты разведки сфотографировал.

23.02.43 г. При разведке ВМБ – Таллин, обнаружил: 5 ТР, 2 СКР. В ВМБ – Хельсинки – 10 ТР. На аэродромах – Мальме – 8 самолетов. Результат разведки сфотографировал.

16.03.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ пр-ка – Таллин, Хельсинки, Котка и обнаружил в Таллине 4 ТР, 1 ММ, в Хельсинках – 13 ТР, в ВМБ – Котка 4 ТР, произвел АФС железного моста.

13.04.43 г. Произвел разведку ВМБ – Таллин, обнаружил: 16 ТР, 4 СКР и 4 СКА. Результат разведки подтверждается аэрофотосъемкой.

01.06.43 г. Произвел разведку ВМБ – Таллин, обнаружил: 7 ТР, 4 СКР, 6 СКА. Результат разведки подтверждается аэрофотосъемкой.

10.06.43 г. При разведке ВМБ – Таллин, обнаружил 11 ТР, 1 ММ, 7 СКР, 18 СКА. Результат разведки подтверждается фотосъемкой.

13.06.43 г. В ВМБ – Таллин обнаружил: 8 ТР, 3 СКР, 4 СКА. Результат разведки подтверждается фотосъемкой.

14.06.43 г. В ВМБ – Хельсинки обнаружил: 11 ТР, 7 СКА, 1 СКР. Результат разведки подтверждается фотосъемкой.

15.06.43 г. В ВМБ – Таллин и на переходах в Финском заливе обнаружил: 9 ТР, 6 СКА, 8 СКР и 1 ММ. Результат разведки подтверждается аэрофотосъемкой.

17.06.43 г. В ВМБ – Хельсинки и на переходах в Финском заливе обнаружил: 7 ТР, 6 СКР, 7 СКА, 3 ТЩ. Результат разведки подтверждается фотосъемкой.

02.07.43 г. Произвел разведку ВМБ – Котки и района Койвисто, Транзунд, Гогланд, Б. Тютерс, Азери, Кунда. Обнаружил – 9 ТР, 4 ДС, 5 СКА, 10 барж, 1 СКР, 3 ТЩ. Результат разведки подтверждается Аэрофотосъемкой.

10.07.43 г. При сильном противодействии ЗА и автоматов противника произвел отличную АФС заводов «Ирвала» и на переходах в Финском заливе обнаружил: 10 СКР, 3 ТЩ, 5 ТР, 2 СКА.

11.07.43 г. Произвел аэрофоторазведку района: О-ва Соммерс, Корко, Мансаари, Гогланд, Вики, Кунда, Б. Тютерс и обнаружил: 2 ТР, 12 СКА, 8 ДС, 3 ТЩ.

14.07.43 г. Произвел разведку района О-ва Соммерс, Хаапасаарские шхеры, Киркомансаари, Вайндло, Б. Тютерс. Обнаружил: 8 РТ, 2 СКР, 10 СКА, 5 ДС. Результат разведки подтверждается другими экипажами летавшими по этому району.

16.07.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ – Котка и района о-ва Б. Тютерс, Кунда и обнаружил: 11 ТР, 8 СКР, 7 СКА, 6 ДС и 2 баржи.

31.07.43 г. Произвел разведку района – Хамина, Котка, Киркомансаари, Хаапасаарские шхеры, Гогланд, Б. Тютерс и обнаружил: 8 ТР, 5 СКР, 2 ДС и 1 буксир. Результат разведки подтверждаются АФС.

01.08.43 г. Произвел разведку района о-ва Соммерс, Хаапасаарские шхеры, Котка, Ловиза, Локса, Б. Тютерс и обнаружил: 9 ТР, 6 СКР, 4 СКА, 2 ТЩ, 5 ДС. Результат разведки подтверждается другими экипажами, летающими по данному маршруту. В этот же день произвел АФС противолодочных сетей пр-ка в районе Паркаланд, Нарген и обнаружил 6 ТЩ, 9 СКР, 17 СКА и 2 ТР.

02.08.43 г. Произвел АФС противолодочных сетей в районе Пркаланд, Норген, по своей инициативе разведал район Хельсинки, Таллин, где обнаружил: 17 ТР, 9 СКР, 6 СКА, 2 ДС, 3 ТЩ.

03.08.43 г. Произвел аэрофоторазведку: гор. Кунда, Поркаланд, Шарген, Таллин, Б. Тютерс и обнаружил: 7 ТР, 10 СКР, 13 СКА. На озере Оберзее 11 гидросамолетов.

10.08.43 г. В ВМБ – Таллин, Хельсинки и на переходах в Финском заливе обнаружил: 18 ТР, 14 СКР, 13 СКА, 6 ДС, 4 буксира. Результат разведки подтверждаются аэрофотосъемкой.

05.09.43 г. При аэрофоторазведке ВМБ – Хельсинки, обнаружил: 7 ТР, 1 ББО, 3 3 СКР, 6 СКА, 6 ДС.

06.09.43 г. При аэрофоторазведке ВМБ – Хельсинки обнаружил: 1 ББО, 9 ТР и в Финском заливе на переходах 4 ДС, 2 ТР, 5 СКР, 3 СКА.

09.09.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ – Хельсинки, Таллин, и обнаружил 1 ББО, 13 ТР, 1 ММ, 3 СКА, 5 СКР.

13.09.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ – Хельсинки и плав. средств пр-ка на переходах в Финском заливе обнаружил: 15 ТР, 1 ММ, 2 СКР, 5 СКА, 8 ДС, сбросил 42000 листовок на Хельсинки.

21.09.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ пр-ка – Таллин, Хельсинки – обнаружил: 15 ТР, 2 СКА, 1 ММ, 5 ДС, результаты разведки подтверждаются АФС.

23.09.43 г. Произвел аэрофоторазведку ВМБ пр-ка – Ханко. Обнаружил: 3 ТР, 3 СКА. В Финском заливе – 4 СКА, 1 ТР, 1 СКР.

За период своей боевой деятельности имел до 30 встреч с истребителями пр-ка и произвел 13 воздушных боев. В результате умелого маневра сочетанием огня экипажа всегда выходил победителем и не имел потери самолетов и членов экипажа.

Особенно тов. КУРЗЕНКОВ проявил находчивость и героизм в период прорыва блокады гор. Ленинграда.

Не смотря на сильное противодействие ЗА, автоматов и истребителей пр-ка он произвел фотосъемку переднего края обороны противника размером 280 км2 /Невское направление Ленфронта/. За что получил благодарность от Командующего Ленфронтом. Летая на разведку морских и сухопутных коммуникаций пр-ка, разбросал свыше полутора миллионов агитлистовок на вражеской территории.

Как летчик-разведчик подготовлен ОТЛИЧНО во всех отношениях. Тактически грамотно выполняет задания по разведке. Отлично знает материальную часть и технику пилотирования. Произвел 289 без аварийных посадок, за что получил денежное вознаграждение в размере 10000 рублей.

В сложной боевой обстановке и при плохих метеоусловиях тов. КУРЗЕНКОВ выполнял самые сложные боевые задания своевременно и с достоверной точностью, доставлял при этом ценные сведения о противнике Командованию Лен. фронта и КБФ.

По данным его разведки авиацией КБФ и ЛФ наносились бомбо-штурмовые удары по кораблям, железно-дорожным узлам, аэродромам, арт. батареям и по войскам противника. В результате которых противник имел большие потери в живой силе и техники.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом отвагу и героизм…»

28 декабря 1944 года Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 155, ст. лейтенант А.Г. Курзенков, зам. командира 45-й АЭ 15-го РАП награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«В Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками участвует с мая м-ца 1942 г.

За период Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками своими боевыми делами показал себя до конца преданного нашей Родине. Инициативного, волевого, тактически – грамотного офицера в деле выполнения боевых заданий командования.

За этот период совершил 256 боевых успешных вылетов на бомбоудар, кораблям, транспортам пр-ка и на разведку ВМБ и сухопутных коммуникаций пр-ка.

После последнего награждения совершил 53 успешных боевых вылета на разведку и АФС ВМБ, транспортов и плав. средств в Финском заливе и Балтийском море.

За короткое время переучился из двухмоторного самолета ПЕ-2 на летчика-истребителя-разведчика и в настоящее время смело летает на самолете ЯК-9.

В период формирования новой эскадрильи в короткий срок неопытных летчиков, прибывших из других частей, научил ведению воздушной разведки. Свой богатый опыт всегда передает подчиненному ему составу

Сам лично грамотно эксплуатирует материальную часть, умело маневрирует в воздухе, владеет отличной техникой пилотирования, всегда доставляет ценные данные по разведке, летая в паре.

Им лично обнаружено:

7.10.44 г. произведена разведка района Рухнукуресари и Хелькона, где обнаружено – 10 БДБ, 8 ТЩ, 3 СКА, 3 ТР и по этим же данным бомбоштурмовая авиация нанесла большой урон противнику.

09.10.44 г. произвел АФС мыс. Цырель и в р-не Ирбенского пролива обнаружено – 30 БДБ, 4 ТР, 14 СКА.

14.10.44 г. произвел разведку Ирбенского пролива и АФС мыса Церель – обнаружил на переходах – 1 ТР, 3 БДБ, 3 ТЩ, 1 СКА.

21.10.44 г. произвел разведку мыса Церель, Ирбенского пролива и устье реки Ирбе. Обнаружил – 4 БДБ, 6 СКА, 1 ТЩ.

и много других не менее важных сведений доставил командованию.

Как летчик-разведчик подготовлен хорошо во всех отношениях. Тактически грамотно выполняет задания по разведке. В сложной боевой обстановке и при плохих метеоусловиях принимает грамотное решение.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и совершенные 53 успешных боевых вылета на разведку и АФС ВМБ, проявив при этом доблесть, мужество и храбрость…»

8 мая 1945 года капитан А.Г. Курзенков на самолёте ЯК-9 не вернулся с боевого задания в районе Либавы, самолет был подбит и упал в Балтийское море.

Вот что пишет об этом дне, его брат Николай Курзенков, в статье «Преданность Отчизне»: «Шел последний день воины. Тяжелым он был для полка воздушных разведчиков. 8 мая 1945 года рано утром капитан Александр Курзенков с ведомым лейтенантом Зыковым вылетел на разведку Лиепаи и Вентспилса. В 6.55 разведчики произвели посадку. Через час двадцать пять минут на задание вылетел экипаж командира эскадрильи капитана Грачева в составе штурмана старшего лейтенанта Давиденко и стрелка-радиста старшины Мурашко. В этот день фашисты пытались на транспортах и боевых кораблях бежать за море. В 9.15 от Грачева поступило последнее сообщение. Экипаж Героя Советского Союза Грачева с задания не вернулся.

В 19.25 на разведку опять вылетели капитан Курзенков и лейтенант Ольшанский. До победы оставались считанные часы. Коммунист Курзенков знал, что командованию нужны точные данные о вражеских судах. И он не колеблясь, до конца остался верен присяге, воинскому долгу. Капитан Курзенков передал радиодонесение: «19.45, высота 2000 м. Либава-порт — один транспорт, два тральщика, три сторожевых катера, десять подводных лодок. Западнее Либавы — пять тральщиков, пятнадцать быстроходных десантных барж, один сторожевой катер, курс 270 градусов, ход — 8 узлов. 20.00, высота 2000 м. Виндава — транспорт, пять сторожевых катеров, семь катеров, видимость 4 км, дымка.

Герой Советского Союза капитан Курзенков с задания не вернулся. Суровые волны Балтики похоронили отважного сына Родины.»

В апреле 1977 года Совет Министров Латвийской ССР постановил: присвоить техническому училищу № 7 (позже ГПТУ-33) г. Лиепая имя Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова. 5 мая 1977 года в училище состоялся торжественный акт, посвященный этому большому событию в жизни коллектива училища.

Имя капитана А.Г. Курзенков увековечено на «Мемориале Лиепая»; носит бывшая Вокзальная улица в городе Наро-Фоминске; навечно занесено на мемориальную доску на автомобильном заводе им. Лихачева; на доме № 25 по улице Автозаводской г. Москвы в память о установлена мемориальная доска; в п. Чкаловск г. Калининграда установлен бюст.

 

orlova_v_1943_2_ orlova_v_1943 liepaja kurzenkov_ag1 img_3558 bratja_kurzenkovi_1943 11_1

 

Источник:


Последние часы войны…  - «КОММУНИСТ», 9 мая 1973 года

Письма благодарности - «КОММУНИСТ», 12 июня 1975 года

Имени Героя-авиатора - «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА», 28 апреля 1977 года

За три часа до победы

Поздравления училищу

Преданность Отчизне - 1985

Для грядущих поколений - 1986