Главная » Армия и Флот » Фронт и Флот » Балтийский флот

Балтийский флот

 

11.01.1935 - 1991

 

К 1921 году в составе флота Балтийского моря числилось 7 линейных кораблей, 8 крейсеров, 9 эскадренных миноносцев типа «Новик», около двух десятков эсминцев других типов, 9 подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские лодки, несколько минных заградителей, тральщики и вспомогательные суда.

На стапелях и у достроечных стенок петроградских заводов стояли корабли, строившиеся по «Большой судостроительной программе» 1912 года – линейные крейсера типа «Измаил», легкие крейсера типа «Светлана», эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс», тральщики и другие корабли и вспомогательные суда. В октябре 1917 года, буквально накануне революции, в Петроград были также приведены недостроенные корабли с заводов Ревеля (Таллина).

21 апреля 1921 года приказом Революционного Военного Совета Республики (РВСР) флот Балтийского моря был переформирован в Морские силы Балтийского моря (МСБМ). В составе Морских сил предполагалось иметь линкор, 16 эсминцев в кампании и 8 в резерве, 9 подводных лодок в кампании и 2 в резерве, 2 канонерские лодки, минный заградитель, 5 торпедных катеров, 31 тральщик, 277 вспомогательных судов и плавсредств.

12 мая 1922 года Приказом РВСР в целях сокращения флота и вывода устаревших кораблей из боевого состава была произведена реорганизация морских сил. К концу 1922 года в составе РККФ остались в основном современные корабли и вспомогательные суда.

В 1922 году были проведены первые после окончания Гражданской войны маневры, в них участвовали: линкор «Марат», дивизионы эскадренных миноносцев (6 единиц), подводных лодок (7 единиц), отряд траления (11 тральщиков), две канонерские лодки, учебное судно, вспомогательные суда, 13 самолетов и морская крепость Кронштадт.

В осенних двусторонних маневрах МСБМ 1924 года участвовали: два линкора – «Марат» и «Парижская Коммуна», крейсер «Аврора», 6 эсминцев типа «Новик», 6 подводных лодок, 3 минных заградителя, 4 тральщика, 20 самолетов.

Наряду с восстановлением кораблей в 1920-х гг. были достроены корабли, спущенные на воду до октября 1917 года и имевшие большую степень готовности. В течение 1926-1928 годов были капитально отремонтированы и введены в строй линейный корабль «Октябрьская Революция», 9 эскадренных миноносцев, канонерская лодка «Красное знамя» и достроены крейсер «Профинтерн» и эсминец «Калинин».

23 февраля 1928 года Морские силы Балтийского моря награждены орденом Красного Знамени.

К 1 ноября 1928 года в составе МСБМ находились 3 линкора, 2 крейсера, 12 эсминцев, 9 подводных лодок, канонерская лодка, 2 минных заградителя, 5 тральщиков. Авиация флота – 31 самолет. Береговая оборона Балтийского моря имела 91 орудие калибра 75-305 мм и 22 40-76-мм зенитные пушки.

26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны (СТО) утверждена программа нового военного судостроения, рассчитанная на 5 лет, 1926/1927-1930/31 годы, которая предусматривала: постройку 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 30 торпедных катеров, а также достройку 2 крейсеров, 4 эсминцев и некоторых других кораблей, значительная часть новых кораблей предназначалась для Балтийского флота.

5 марта 1927 года в Ленинграде на Балтийском заводе были заложены 3 первые подводные лодки советского проекта типа «Декабрист», 8 июля на Северной верфи состоялась закладка первых 6 надводных кораблей советского проекта – сторожевых кораблей типа «Ураган». В том же году в Ленинграде началось серийное строительство торпедных катеров. Первые 10 серийных торпедных катеров вступили в строй в 1928-1929 годах, первая подводная лодка «Декабрист» – 12 ноября 1930 года, первый сторожевой корабль «Ураган» – 12 сентября 1931 года.

В последующие годы начинается строительство подводных лодок новых проектов: подводных минных заградителей II серии типа «Ленинец», средних лодок типа «Щука», малых лодок типа «М». 5 ноября 1932 года на Северной верфи в Ленинграде был заложен первый крупный корабль советской постройки — лидер эсминцев «Ленинград» (проект 1). Спустя почти два года, 5 октября 1934 года, на том же заводе заложен лидер «Минск».

До 1928 года ВВС флота имели только разведывательные самолеты, в 1933 году уже появились подразделения бомбардировщиков, истребителей и минно-торпедной авиации. Морская авиация вошла в состав флота на правах рода сил, способного решать определенные оперативные задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота.

В июле 1933 года СТО принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933-1938 годы»: намечалось построить 8 крейсеров, 10 лидеров эскадренных миноносцев, 40 эсминцев, 69 больших, 200 средних и 100 малых подводных лодок, 42 тральщика и 252 торпедных катера. Строительство флота развертывалось в больших масштабах и быстрыми темпами.

Программа развития морской авиации исходила из необходимости ее увеличения более чем в три раза. Предусматривалось также развитие баз, аэродромов, строительство береговых и зенитных батарей. Таким образом, в основу строительства ВМФ в этот период была заложена идея гармоничного развития разнородных сил флота. При этом определенное предпочтение отдавалось подводным лодкам и морской авиации, которым в программе военного судостроения отводилось важное место.

22 октября 1935 года в Ленинграде заложен первый крейсер советской постройки – «Киров». В ноябре началось строительство большой серии эскадренных миноносцев типа «Гневный» (пр. 7). С ноября 1935 по декабрь 1936 года в Ленинграде на заводах им. А.А. Жданова и Балтийском были заложены 25 эсминцев этого типа: 21 предназначался для Балтийского флота, часть из них достраивалась по измененному, так называемому улучшенному проекту 7У. Начинается строительство базовых (быстроходных) тральщиков типа «Фугас», средних подводных лодок типа «С» и крейсерских типа «К», боевых катеров новых типов.

Развивается авиация флота, на 1 января 1939 года имеет 253 самолета. На вооружение морской авиации поступали в основном гидросамолеты типа МБР-2 (морской ближний разведчик), а также самолеты берегового базирования: истребители И-15, затем И-16 и И-153, бомбардировщики СБ и ТБ-3. Минно-торпедная авиация получала на вооружение самолеты ДБ-3 (позже Ил-4).

11 января 1935 года Морские силы Балтийского моря переименованы в Краснознаменный Балтийский флот (КБФ).

27 мая 1936 года СТО при СНК СССР принял решение о строительстве Большого флота, согласно которому общий тоннаж боевых кораблей Морских сил РККА устанавливался 1,3 млн т, в том числе на КБФ – 400 тыс. Решение предусматривало за 7 лет, т. е. к концу 1943 г., построить 8 линкоров водоизмещением по 35 тыс. т каждый, вооруженных 9 406-мм орудиями, со скоростью 30 узлов и 18 тяжелых крейсеров по 26 тыс. т, вооруженных 9 305-мм орудиями, со скоростью хода 36 узлов. Через месяц, 26 июня 1936 года, СНК СССР утвердил кораблестроительную программу на период до 1947 года, которая предусматривала строительство 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 2 авианосцев, 19 лидеров, 134 эсминцев, 211 подводных лодок.

В 1938-1941 года на заводах Ленинграда были заложены линейный корабль «Советский Союз», тяжелый крейсер «Кронштадт», легкие крейсера типа «Чапаев», эсминцы пр. 30, сторожевые корабли пр. 29, эскадренные турбинные тральщики пр. 59. Из всех этих кораблей только один тральщик вступил в строй в 1942 году. Остальные были достроены после войны или разобраны.

В 1932-1933 годах были приняты решения о создании Тихоокеанского и Северного флотов, в этом деле КБФ оказал неоценимую помощь – для формирования новых флотов он передал значительную часть своего личного состава, кораблей, самолетов, береговых батарей.

30 декабря 1937 года в целях дальнейшего укрепления морских рубежей Советского Союза ЦИК и СНК СССР приняли постановление о создании Народного комиссариата Военно-морского флота.

26 сентября 1938 года в состав КБФ вошел крейсер «Киров» – первый корабль данного класса, в ноябре вступил в строй и эсминец «Гневный», головной крупной серии однотипных кораблей пр. 7.

22 июня 1939 года приказом Наркома ВМФ сформирована эскадра Краснознамённого Балтийского флота, в состав вошли линкоры «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсер «Киров», две бригады эскадренных миноносцев, отдельный дивизион сторожевых кораблей, бригада заграждения и траления.

28 августа 1939 года из состава эскадры Краснознамённого Балтийского флота сформирован отряд легких сил (ОЛС), в который вошли новые крейсера, лидеры и два дивизиона новых эсминцев (проектов 7 и 7У). Оба линкора и третий дивизион эсминцев типа «Новик», остались в составе эскадры.

23 июня 1939 года Директивой Народного комиссара ВМФ флагмана 2 ранга Н.Г. Кузнецова в Военно-Морском флоте введены три оперативные готовности.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Осенью 1939 года по предложению Советского правительства были заключены Пакты о взаимопомощи с Литвой, Латвией и Эстонией.

5 октября 1939 года между Правительствами СССР и Латвией был подписан Договор о взаимной помощи, по которому Советский Союз получал право разместить на территории Латвии гарнизоны сухопутных войск, создать военно-морские и воздушные базы.

11 октября 1939 года в Таллин пришли военные корабли Краснознаменного Балтийского флота – лидер «Минск», эсминцы «Гордый» и «Сметливый», 13 октября в Палдиски прибыли плавбаза «Кронштадт» и дивизион подводных лодок. 15 октября в Таллин прибыла эскадра КБФ в составе линкора «Октябрьская Революция» (флаг командующего флотом), крейсер «Киров», эсминцы «Гневный», «Грозящий» и «Стремительный», четырех сторожевых кораблей и др., всего 12 вымпелов. 22 октября по приказу Наркома ВМФ крейсер «Киров» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в Либаву (Лиепая), флот получает военно-морские базы в Либаве и Виндаве (Вентспилс).

С ноября 1939 по март 1940 года Краснознаменный Балтийский флот принимает участие в «Зимней войне» с Финляндией. В соответствии с Директивой Наркома ВМФ от 3 ноября на флот возлагались следующие задачи: прикрытие своих сил от возможного нападения шведского флота, блокирование побережья противника, захват островов в восточной части Финского залива; высадка оперативного и тактического десантов; оказание огневой поддержки войскам Красной Армии. 30 ноября были взяты острова Сейскари и Лавенсари, 1 декабря – острова Нерви и Сомери, 2 декабря – о. Сур-Тютярсари, 3 декабря – о. Гогланд (Суурсари), силы флота овладели островами в восточной части Финского залива.

Левофланговые части 7-й армии, наступавшие вдоль побережья Финского залива, поддерживал огнем дивизион канонерских лодок (3 единицы).

Для подавления 254-мм батареи Сааренпя на о-ве Бьёркэ эскадра КБФ совершила 4 выхода. 10 и 18 декабря линейный корабль «Октябрьская Революция» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев, сторожевых кораблей и тральщиков выходил для обстрела батареи Сааренпя. Линкор выпустил, соответственно, 60 (10 декабря) и 206 (18 декабря) 305-мм снарядов, финны отвечали, выпустив 58 снарядов, но попаданий в корабли не добились. Поскольку батарея Сааренпя не была окончательно подавлена, 19 декабря, операция была повторена, но вместо «Октябрьской Революции» выходил «Марат» под флагом заместителя наркома ВМФ И.С. Исакова. Линкор произвел 37 залпов, выпустив 136 снарядов, в результате было повреждено одно из орудий финской батареи.

30 декабря 1939 года эскадра во главе с линкором «Октябрьская Революция» вышла из Кронштадта с помощью трех ледоколов. Однако пробиться через тяжелые льды корабли не смогли, и 2 января 1940 года Военный совет КБФ приказал кораблям возвращаться в базы.

Для действий на морских коммуникациях противника в средней части Балтийского моря и устье Финского залива с началом войны были развернуты базировавшиеся в портах Эстонии и Латвии 1-я и 2-я бригады подводных лодок и корабли отряда легких сил.

30 ноября 1939 года крейсер «Киров» под флагом командира ОЛС капитана 1 ранга Б.П. Птохова и эсминцы «Сметливый» и «Стремительный» вышли из Либавы. 1 декабря «Киров», в сопровождении эсминцев подойдя к острову Руссарэ, обстрелял финскую береговую батарею, выпустив 35 снарядов. Батарея, в свою очередь, обстреляла крейсер 15 снарядами. 14 декабря эсминцы провели разведывательную операцию, обстреляв финскую батарею на о. Утэ. Эсминцы отряда легких сил крейсировали в районах от Ирбенского пролива до Гогланда, досматривая иностранные суда и конвоировали свои суда в этом районе. В результате блокады противник вынужден был отказаться от использования коммуникаций в открытом море и ходить только внутренними шхерными фарватерами. Кораблям приходилось действовать в исключительно сложных погодных условиях: в январе мороз достигал -20°, а сила ветра – 9 баллов.

Наступление сухопутных войск поддерживали крупнокалиберные железнодорожные батареи флота. В январе 1940 года в Ораниенбауме из добровольцев с кораблей и частей был сформирован Береговой отряд сопровождения, обеспечивающий действия войск на приморском направлении. По опыту применения отряда в составе КБФ была создана 1-я бригада морской пехоты.

Авиация КБФ подавляла береговые батареи противника на островах Койвисто, Тиуринсари, Пуккионсари и др., наносила бомбардировочные удары по военно-морской базе Котка, портам, аэродромам противника и его коммуникациям и прикрывала свои военно-морские базы.

В июле 1940 года после образования Эстонской ССР и Латвийской ССР в составе Советского Союза небольшие в состав Краснознаменного Балтийского флота были включены: 4 подводных лодок («Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола»), 3 тральщиков, 4 минных заградителей, 5 посыльных судов.

В результате присоединения к СССР Эстонской и Латвийской республик, а также подписания мирного договора с Финляндией КБФ получил ряд портов, выдвинутых к устью Финского залива, и на побережье Балтийского моря – Либава, Виндава, Рига, Ханко, Палдиски, Таллин, Выборг. Получение этих портов и перенос базирования отдельных соединений коренным образом изменили положение на театре. Флот получил открытые выходы в Балтийское море, отпала необходимость под непосредственной и непрерывной угрозой с обоих берегов и островов форсировать узкий Финский залив, проделывая 240-мильный путь от Кронштадта до выхода в Балтийское море. Большое увеличение протяженности морской границы требовало развертывания береговой обороны в новых районах базирования флота. Такие пункты, как Либава, Виндава, Ирбенский пролив, острова Моонзундского архипелага, Ханко, Биорке, совершенно не имели обороны с моря и к началу войны программа строительства береговой обороны была не закончена. Сухопутная оборона района ЛибаваРига, островов Эзель и Даго была возложена на Прибалтийский Особый военный округ.

К началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот являлся самым сильным из флотов Советского Союза, в составе флота находились 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 34 тральщика, 4 надводных заградителя, 2 канонерские лодки, 63 торпедных катера, 65 подводных лодок, 26 малых охотников, 4 бронекатера, 9 катеров-тральщиков; и посыльных судов, 133 вспомогательных плавсредства. Проходили испытания и вступили в строй уже после начала войны 4 эсминца, 1 БТЩ, два сетевых заградителя, 6 подводных лодок, 54 различных катера.

В первые дни войны из состава ВМУЗ, НКВД, различных гражданских ведомств были мобилизованы, вооружены и поступили в состав КБФ 70 тральщиков, 5 сторожевых кораблей, 16 канонерских лодок, 41 «малый охотник», 7 плавучих баз, военные транспорты и ледоколы.

К началу войны береговая оборона КБФ насчитывала 22 артиллерийских дивизиона, три железнодорожных дивизиона, восемь отдельных артиллерийских батарей, два бронепоезда и четыре отдельные железнодорожные батареи (всего 253 орудия, не считая 60 стволов калибров 45 и 76,2 мм). Около половины их находилось на вооружении батарей восточной части Финского залива. Морская пехота была представлена 1-й особой бригадой.

Противовоздушная оборона КБФ, организационно входившая в состав военно-морских баз, имела семь зенитно-артиллерийских полков, восемь отдельных дивизионов и три отдельные батареи (всего 91 батарею – 352 орудия).

Военно-воздушные силы КБФ в своем составе имели 8-ю бомбардировочную авиационную бригаду, 10-ю авиационную бригаду, 61-ю истребительную авиационную бригаду и отдельные эскадрильи — всего 656 самолетов. Авиация базировалась на аэродромах, расположенных от Либавы и Ханко до Новой Ладоги, но в основном в районе Ленинграда. К началу войны на западных аэродромах было сосредоточено около 20 процентов общего состава авиации. Такая вынужденная дислокация ВВС привела к тому, что корабли, действовавшие в Рижском заливе, не имели авиационного прикрытия.

Система базирования флота включала Главную военно-морскую базу (Таллин), военно-морские базы Ханко (генерал-майор С.И. Кабанов), Кронштадтскую (контр-адмирал В.И. Иванов), Прибалтийскую, а в ее составе – Либавскую. Каждая военно-морская база имела корабли и катера охраны водного района (ОВР), противовоздушную оборону, береговую оборону, части специального и тылового обеспечения.

Летом 1941 года, флот крайне сложных условиях вёл боевые действия – в боях за Либаву, Ригу, Таллин, Ханко и под Ленинградом. 28-30 августа произвёл переходе военных кораблей из Таллина в Кронштадт.

С сентября 1941 года части и подразделения флота принимали активное участие в обороне Ленинграда. С января 1943 года проводил операции по прорыву блокады Ленинграда, во взаимодействие с войсками Ленинградского и Волховского фронтов.

С июня 1944 года флот поддерживал войска Красной армии в наступлении на Карельском перешейке и в районе Выборгского залива, в освобождении Эстонской ССР и полуострова Эзель, Латвийской ССР, Литовской ССР и в наступлениях наших войск в Восточной Пруссии, и в уничтожение Курляндской и Земландской группировок противника.

К окончанию войны в состав сил Краснознаменного Балтийского флота организационно входили четыре морских оборонительных района: Кронштадтский морской оборонительный район (КМОР), Таллинский морской оборонительный район (ТМОР), Островной морской оборонительный район (ОМОР) и Юго-Западный морской оборонительный район (ЮЗМОР).

15 февраля 1946 года Краснознаменный Балтийский флот Постановлением Правительства разделен на два флота: Северо-Балтийский флот, главная военно-морская база Таллинн (с января 1947 года – 8-й военно-морской флот) и Юго-Балтийский флот, главная военно-морская база Пиллау (Балтийск) (с января 1947 года – 4-й военно-морской флот). В декабре 1955 года Краснознаменный Балтийский флот восстановлен в прежней структуре.

7 мая 1965 года Краснознамённый Балтийский флот, за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов награждён вторым орденом Красного Знамени.

 

Командующий:

  • флагман флота 2 ранга Галлер Лев Михайлович с января 1935 по январь 1937
  • флагман 1 ранга Сивков Александр Кузьмич с января по август 1937
  • флагман 1 ранга Исаков Иван Степанович с августа 1937 по январь 1938
  • флагман 2 ранга Левченко Гордей Иванович с января 1938 по апрель 1939
  • адмирал Трибуц Владимир Филиппович с апреля 1939 по 15 февраля 1946

Члены Военного совета

  • генерал-майор б/с Вербицкий Александр Дмитриевич с июня 1941 по июль 1945
  • дивизионный комиссар Яковенко Марк Григорьевич с 22 июня по 18 июля 1941
  • вице-адмирал Смирнов Николай Константинович с 18 июня 1941 по 9 мая 1941

Флотилии:

  • Краснознаменная Ладожская военная флотилия – с июля по ноябрь 1944
  • Ладожская военная флотилия – с июня 1941 по июль 1944
  • Онежская военная флотилия – с августа по ноябрь 1941, с декабря 1942 по июль 1944
  • Чудская военная флотилия – с июля по август 1941

Соединения кораблей:

  • Эскадра Краснознаменного Балтийского флота – с 22 июня 1939
  • Отряд легких сил – с 28 августа 1939 по сентябрь 1941
  • Бригада подводных лодок – с 1 сентября 1941
  • 1-я бригада подводных лодок – с 25 марта 1935 по 1 сентября 1941
  • 2-я бригада подводных лодок – с 18 августа 1935 по 1 сентября 1941
  • 1-я Краснознаменная бригада торпедных катеров – с 21 октября 1944
  • Бригада торпедных катеров – с 1 сентября 1941 по 21 октября 1944
  • 1-я бригада торпедных катеров – по 1 сентября 1941
  • 2-я бригада торпедных катеров – по 1 сентября 1941, с октября 1944
  • Бригада шхерных кораблей – с 18 января 1944 по 15 февраля 1945
  • Краснознаменная бригада траления – с 10 апреля 1944
  • Бригада траления – с 29 июня по 7 сентября 1941, с 18 марта 1942 по 10 апреля 1944
  • 2-я бригада траления – с 10 апреля 1944
  • 3-я бригада траления – с 21 октября 1944 по февраль 1949
  • 4-я бригада траления – с 1945 по май 1948
  • 5-я бригада траления – с 3 мая 1946 по март 1948
  • Бригада речных кораблей КБФ на Чудском озере – с 18 августа по 14 ноября 1944

Военно-морские базы:

  • Балтийская военно-морская база – с 31 июля по 9 ноября 1944
  • Главная военно-морская база – по октябрь 1941
  • Кольбергская военно-морская база – с 6 апреля 1945
  • Кронштадтская военно-морская база – по 1 сентября 1941, с 1 мая 1942 по 4 января 1943
  • Ленинградская военно-морская база – с 1 октября 1941 по 6 ноября 1944
  • Либавская военно-морская база – с ноября 1939 по 1 июля 1941
  • Либавская военно-морская база (2-е формирование) – с 9 ноября 1944 по август 1994
  • Лужская военно-морская база – с 22 февраля по 24 августа 1944
  • Осиновецкая военно-морская база – с 27 января 1942 по 31 июля 1944
  • Островная военно-морская база – с 30 апреля 1943 по 24 февраля 1945
  • Военно-морская база Пиллау – с 24 февраля 1945
  • Военно-морская база Порккала-Удд – с 9 ноября 1944
  • Прибалтийская военно-морская база – с 21 июня по 21 ноября 1941
  • Рижская военно-морская база – по 21 июня 1941
  • Военно-морская база «Ручьи» – по 1 сентября 1941
  • Военно-морская база Ханко – по 19 декабря 1941
  • Военно-морская крепость Кронштадт – с 31 октября 1941 по 1 мая 1942
  • Кронштадтский морской оборонительный район – с 5 января 1943
  • Островской морской оборонительный район – с 23 января 1945
  • Рижский морской оборонительный район – с 4 ноября 1944 по 23 января 1945
  • Таллинский морской оборонительный район – с 24 августа 1944
  • Юго-Западный морской оборонительный район – с 6 апреля 1945
  • Морская оборона Ленинграда и Озерного района – с 9 июля по 1 октяьря 1941

Соединения ВВС ВМФ:

  • 1-я гвардейская истребительная авиационная Выборгская Краснознаменная дивизия ВВС ВМФ – с 12 июля 1943
  • 8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознаменная дивизия ВВС ВМФ
  • 9-я штурмовая авиационная Ропшинская Краснознаменная ордена Ушакова дивизия ВВС ВМФ – с 1 декабря 1941
  • 11-я штурмовая авиационная Новороссийская дважды Краснознаменная дивизия дивизия ВВС ВМФ – с 3 июня 1944
  • 10-я смешанная авиационная бригада ВВС ВМФ – по 25 октября 1941
  • 61-я истребительная авиационная бригада ВВС ВМФ – по 12 июля 1943

Артиллерийские соединения:

Соединения ПВО:

  • Дивизия ПВО ВМФ – с 1 мая 1942
  • 139-я бригада ПВО ВМФ – с 23 ноября 1944
  • 140-я бригада ПВО ВМФ – с 22 февраля 1944

Соединения морской пехоты:

  • 1-я Мозырьская Краснознаменная дивизия морской пехоты – с ноября 1944
    • 1-й танковый Ленинградский ордена Кутузова полк – с декабря 1944
  • Отдельная курсантская бригада ВМУЗ – с 3 июля по 5 сентября 1941
  • 1-я особая бригада морской пехоты – с января 1940 по 12 ноября 1941
  • 2-я отдельная бригада морской пехоты – с июля 1941 по август 1942
  • 4-я отдельная бригада морской пехоты – с 23 марта по 25 июля 1942
  • 260-я бригада морской пехоты – с 25 июля 1942

Отдел связи:

Инженерный отдел:

  • отдельный инженерный батальон (п-ов Курессаре, о. Эзель, ЭССР)
  • 33-й отдельный инженерный батальон (о. Даго, ЭССР)
  • 34-й отдельный инженерный батальон (п-ов Сворбе, о. Эзель, ЭССР)
  • 35-й отдельный инженерный батальон (Пирит, ЭССР)
  • 36-й отдельный инженерный батальон
  • 37-й отдельный инженерный батальон (о. Моон, ЭССР)
  • 43-й отдельный строительный батальон
  • 44-й отдельный строительный батальон
  • 45-й отдельный строительный батальон
  • 46-й отдельный строительный батальон
  • 47-й отдельный строительный батальон
  • 48-й отдельный строительный батальон
  • 52-й отдельный строительный батальон
  • 91-й отдельный инженерный батальон (о. Моон, ЭССР)
  • строительства № 4 (о. Даго, ЭССР)

Соединения и части:

Эскадра кораблей


контр-адмирал Вдовиченко Дмитрий Данилович

  • линкор «Марат» - капитан 2-го ранга Иванов П. К.
  • линкор «Октябрьская революция» - контр-адмирал Москаленко Михаил Захарович

3-й дивизион эсминцев

  • лидер «Минск» - капитан 2-го ранга Петунин П. Н.
  • лидер «Ленинград» - капитан 3-го ранга Горбачев Г. М.
  • эсминец «Карл Маркс» - капитан 3-го ранга Дубровицкий Л. В.
  • эсминец «Ленин» - капитан-лейтенант Афанасьев Юрий Михайлович
  • эсминец «Володарский» - капитан 2-го ранга Фалин Н. В.
  • эсминец «Яков Свердлов» - капитан 2-го ранга Спиридонов А. М.
  • эсминец «Энгельс» - капитан 3-го ранга Васильев В. П.
  • эсминец «Артем» - ст. лейтенант Сей А. Б.
  • эсминец «Калинин» - капитан 2-го ранга Стасов П. Б.
  • минный заградитель «Марти» (Ока) - капитан 1-го ранга Мещерский Н. И.
  • минный заградитель «Урал» - капитан 2-го ранга Карпов Иван Григорьевич

4-й дивизион эскадренных миноносцев

  • эсминец «Свирепый» - капитан-лейтенант Мазепин П. Ф
  • эсминец «Страшный»

5-й дивизион эскадренных миноносцев

  • эсминец «Скорый» - капитан 3-го ранга Баландин А. Н.
  • эсминец «Славный» - капитан 3-го ранга Осадчий М. Д.
  • эсминец «Смелый» - капитан 3-го ранга Быков В. С.
  • эсминец «Статный» - капитан 3-го ранга Алексеев Н. Н.
  • эсминец «Строгий» - капитан 2-го ранга Тыршклевич Франц Францевич
  • эсминец «Стройный» - капитан 3-го ранга Гордеев Алексей Никитович
  • эсминец «Суровый» - капитан 2-ого ранга Андреев В. Ф.

дивизион сторожевых кораблей

  • СКР «Буря» - капитан-лейтенант Маклецов А. А.
  • СКР «Вихрь» - ст. лейтенант Барер Б. А.
  • СКР «Пурга» - ст. лейтенант С. В. Семенов
  • СКР «Снег» - ст. лейтенант Орлов М. И.
  • СКР «Тайфун»
  • СКР «Туча» - капитан-лейтенант Моторов Георгий Никифорович
  • СКР «Циклон» - ст. лейтенант Росиев М. А.

Отряд легких сил


контр-адмирал Дрозд Валентин Петрович

  • крейсер «Киров» - капитан 1 ранга Сухоруков Максим Георгиевич
  • крейсер «Максим Горький» - капитан 1-го ранга Ванифатьев А. Г.

1-й дивизион эскадренных миноносцев

капитан 2-го ранга Солоухин С. Д.

  • эсминец «Гордый» - капитан 3-го ранга Ефет Е. Б.
  • эсминец «Грозящий» - капитан 3 ранга Черемхин
  • эсминец «Гневный» - капитан 3-го ранга Устинов М. Т.
  • эсминец «Сметливый» - капитан 2-го ранга Нарыков
  • эсминец «Стерегущий» - капитан 3-го ранга Збрицкий Е. П.

2-й дивизион эскадренных миноносцев

  • эсминец «Сторожевой» - капитан 3-го ранга Ломакин И. Ф.
  • эсминец «Стойкий»
  • эсминец «Сильный» - капитан 3-го ранга Комаров С. С.
  • эсминец «Сердитый» - капитан 3-го ранга Письменный А. Г.

Вспомогательные суда ОЛС

Подводные корабли


1-я бригада подводных лодок

капитан 1-го ранга Египко Николай Павлович

  • 1-й дивизион подводных лодок - капитан 3-го ранга Трипольский Александр Владимирович
    • С-1 - капитан 3-го ранга Морской Иван Тихонович
    • С-3 - капитан-лейтенант Костромичев Николай Александрович
    • С-4 - капитан-лейтенант Абросимов Дмитрий Сергеевич
    • С-5 - капитан 3-го ранга Бащенко Александр Аркадьевич
    • С-6 - капитан-лейтенант Кульбакин Василий Федорович
    • С-7 - капитан 3-го ранга Лисин Сергей Прокофьевич
    • С-8 - капитан 3-го ранга Бойко Михаил Семенович, капитан-лейтенант Браун Илья Яковлевич
    • С-9 - капитан-лейтенант Рогачевский Сергей Анатольевич
    • Плавбаза «Смольный»
  • 2-й дивизион подводных лодок - капитан 3-го ранга Червинский Владимир Александрович
    • С-10 - капитан 3-го ранга Бакунин Борис Константинович
    • С-101 - капитан 3-го ранга Векке В. К.
    • С-102 - капитан-лейтенант Иванов Борис Владимирович
    • Плавбаза «Иртыш»
  • 3-й дивизион подводных лодок - капитан 3 ранга Аверочкин Анатолий Кузьмич
    • Л-3 «Фрунзевец» - капитан 3 ранга Грищенко Петр Денисович
    • Калев - капитан-лейтенант Ныров Борис Алексеевич
    • Лембит - капитан-лейтенант Полещук Владимир Антонович
    • Ронис - капитан-лейтенант Мадиссон Александр Иванович
    • Спидола - ст. лейтенант Бойцов Вячеслав Иванович
  • 4-й дивизион подводных лодок - капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович
    • М-71 - капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич
    • М-77 - ст. лейтенант Хлюпин Николай Алексеевич
    • М-78 - ст. лейтенант Шевченко Дмитрий Леонтьевич
    • М-79 - ст. лейтенант Автомонов Иван Васильевич
    • М-80 - капитан-лейтенант Мочалов Федор Александрович
    • М-81 - капитан-лейтенант Зубков Фёдор Антонович
    • М-83 - ст. лейтенант Шалаев Павел Михайлович

2-я бригада подводных лодок

капитан 2-го ранга Орел Александр Евстафьевич

  • 6-й дивизион подводных лодок - капитан 2-го ранга Федотов М. В.
    • Щ-309 - капитан 1-го ранга Кабо Исаак Соломонович
    • Щ-310 - капитан-лейтенант Ярошевич Дмитрий Клементьевич
    • Щ-311 - капитан-лейтенант Вершинин Фёдор Григорьевич
    • Плавбаза «Полярная Звезда»
  • 7-й дивизион подводных лодок - капитан 3-го ранга Егоров Владимир Алексеевич)
    • Щ-317 - капитан 3-го ранга Андронов Алексей Герасимович
    • Щ-318 - капитан-лейтенанта Афанасьев Владимир Константинович
    • Щ-319 - капитан-лейтенант Агашин Николай Сидорович
    • Щ-320 - капитан-лейтенант Вишневский Иван Макарович
    • Щ-322 - капитан-лейтенант Ермилов Виктор Андреевич
    • Щ-323 - капитан-лейтенант Иванцов Федор Иванович
    • Щ-324 - капитан-лейтенант Тархнишвили Георгий Иорамович
    • Плавбаза «Амур»
    • Плавбаза «Ока»
  • 8-й дивизион подводных лодок - капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович
    • М-90 - ст. лейтенант Татаринов Иван Михайлович
    • М-94 - ст. лейтенант Дьяков Николай Васильевич
    • М-95 - ст. лейтенант Федоров Леонид Петрович
    • М-96 - капитан-лейтенант Маринеско Александр Иванович
    • М-97 - капитан-лейтенант Мыльников Александр Иванович
    • М-98 - капитан-лейтенант Беззубиков Иван Иванович
    • М-99 - ст. лейтенант Попов Борис Михайлович
    • М-102 - ст. лейтенант Гладилин Петр Васильевич
    • М-103 - капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич

Учебная бригада подводных лодок

контр-адмирал Заостровцев Алексей Тимофеевич

  • 9-й дивизион подводных лодок - капитан-лейтенант Мохов Николай Константинович
    • М-72 - ст. лейтенант Кулыгин Николай Николаевич
    • М-73 - ст. лейтенант Каланин Виктор Петрович
    • М-74 - ст. лейтенант Сазонов Дмитрий Михайлович
    • М-75 - ст. лейтенант Тарасов Павел Степанович
    • М-76 - лейтенант Жаворонков Георгий Александрович
  • 13-й дивизион подводных лодок
    • Щ-303 - капитан 3-го ранга Травкин Иван Васильевич
    • Щ-304 - капитан 3-го ранга Афанасьев Яков Павлович
    • К-3 - капитан 3-го ранга Малофеев Кузьма Иванович
    • К-21 - капитан-лейтенант Жуков В. Н.
    • К-22 - капитан 2-го ранга Котельников Виктор Николаевич
  • 14-й дивизион подводных лодок
    • К-23 - капитан 3-го ранга Потапов Леонид Степанович
    • Л-1 «Ленинец» - капитан 3-го ранга Могилевский Сергей Сергеевич
    • Л-2 «Сталинец» - капитан-лейтенант Чебанов Александр Петрович
    • С-11 - капитан-лейтенант Середа Анатолий Михайлович
    • С-12 - капитан-лейтенант Тураев Василий Адрианович
    • С-13 - старший лейтенант Маланченко Петр Петрович
  • отдельный учебный дивизион подводных лодок - капитан 2 ранга Эйхбаум Николай Эдуардович
    • П-1 «Правда» - лейтенант Логинов Иван Андреевич
    • П-2 «Звезда» - капитан-лейтенант Попов Иван Петрович
    • П-3 «Искра» - капитан-лейтенант Пантелеев Алексей Николаевич
    • Щ-301 - капитан-лейтенант Грачёв Иван Васильевич
    • Щ-302 - капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич
    • Щ-305 - врид ст. лейтенант Кочетков Константин Сергеевич
    • Щ-306 - ст. лейтенант Смоляр Николай Иванович
    • Щ-307 - капитан-лейтенант Петров Николай Иванович
    • Б-2 - капитан-лейтенант Быховский Израиль Адольфович
    • Л-55 - ст. лейтенант Браун Илья Яковлевич
    • опытная лодка «РЕДО» - капитан-лейтенант Карташев Николай Иванович

Торпедные катера


 1-я бригада торпедных катеров

капитан 2-го ранга Чероков В. С.

  • 1-й дивизион торпедных катеров
  • 2-й дивизион торпедных катеров - ст. лейтенант Свердлов А. Г.
    • ТКА № 12
    • ТКА № 22
    • ТКА № 32
    • ТКА № 42

2-я бригада торпедных катеров

капитан 2-го ранга Саламатин В. А.

  • 3-й дивизион торпедных катеров -  капитан-лейтенант Хоруженко А. М.
    • ТКА №57 - капитан-лейтенант Хоруженко А. М.
  • 4-й дивизион торпедных катеров - капитан-лейтенанта Осипов Сергей Александрович
    • ТКА №17
    • ТКА №27
    • ТКА №37
    • ТКА №47
    • ТКА №67 – ст. лейтенант Иванов И.С.

Части специального и тылового обеспечения


  • канонерская лодка «Красное знамя» - капитан 2-го ранга Устинов А. Л.
  • канонерская лодка «Пионер» - капитан 2-го ранга Иванов П. К.
  • минный заградитель Суроп» (быв. «Апостол Павел», 1915)
  • минный заградитель «Ристна» (быв. «Апостол Петр», 1915)
  • КАТЩ №1 («Keri»)
  • КАТЩ №2 («Vaindlo»)
  • Т-201 «Заряд»
  • Т-202 «Буй»
  • Т-203 «Патрон»
  • Т-204 «Фугас» - ст. лейтенант Гилерман Владимир Львович
  • Т-205 «Гафель»
  • Т-206 «Верп»
  • Т-207 «Шпиль»
  • Т-208 «Шкив»
  • Т-209 «Кнехт»
  • Т-210 «Гак»
  • Т-211 «Рым»
  • Т-212 «Штаг»
  • Т-213 «Крамбол»
  • Т-214 «Бугель»
  • Т-215
  • Т-216
  • Т-218
  • T-297 «Вирсайтис» - капитан 2-го ранга Мехероз А.
  • Т-298 «Виестурс»
  • Т-299 «Иманта»
  • Т «Ударник»
  • Т «Клюз»

Личный состав

Всего: 7

Офицерский состав:

  1. контр-адмирал Александров Александр Петрович, начальник штаба (с 27 апреля по 9 мая 1945) 31.01.1903 - 03.02.1994
  2. контр-адмирал Арапов Михаил Иванович, начальник штаба (с 16 марта по 25 октября 1943) 1898 - 1947
  3. генерал-майор б/с Зашихин Гавриил Савельевич, начальник ПВО 1898 г.р.
  4. ст. лейтенант Мухин Георгий Григорьевич, заместитель начальника 6-го отделения 3-го отдела 19.04.1907 г.р.
  5. контр-адмирал Пантелеев Юрий Александрович, начальник штаба (с 22 июня по 29 сентября 1941) 31.10.1901 г.р.
  6. контр-адмирал Петров Анатолий Николаевич, начальник штаба (с 15 февраля по 16 марта 1943, с 25 октября 1943 по 27 апреля 1945) 26.08.1903 - 23.01.1980
  7. вице-адмирал Ралль Юрий Федорович, начальник штаба (с 29 сентября 1941 по 14 февраля 1943) 1890 - 1948

 

Источник


Портал «Память Народа» // Министерство обороны Российской Федерации

Балтийские моряки в Отечественной войне // КОММУНИСТ № 175, 27.07.1947

Чернышев Александр «1941 год на Балтике: подвиг и трагедия» // Краснознаменный Балтийский флот накануне Великой Отечественной войны